Методика обучения общеразвивающим упражнениям детей младшего дошкольного возраста.

Методика обучения общеразвивающим упражнениям. Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.


В методику ОРУ входитпостроение детей на ОРУ; способы раздачи и сбора пособий; методы и приемы обучения.


Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре.

Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность детей возрастала. На первых порах воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы.

Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу.


В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.

Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ладошки и прятать их... Покажем как гуси машут крыльями... Будем обезьянками, которые едят бананы..." Называние обеспечивает психологическую готовность детей к действию.

Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упражнений хотя бы в самом общем виде необходимо. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.

Методика проведения общеразвивающих упражнений

В средней группе.

В методику ОРУ входитпостроение детей на ОРУ; способы раздачи и сбора пособий; методы и приемы обучения.


Средняя группа. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Как уже говорилось, звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.


В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выполняются при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу)

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: "Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место..."

Самый рациональный способ раздачи пособий - разбор пособий по ходу. К ставшим уже привычными кубикам, ленточкам, флажкам добавляются палки и обручи. Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.
В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показв сочетании с объяснением.

Порядок действий воспитателя:

· назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

· показать упражнение, сопровождая показ объяснением;

· подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";

· обеспечить одновременное начало выполнения, распоряжением: "В правую сторону приготовились, начали!";

· начинать упражнение вместе с детьми, а после 2— 3 повторений, предоставить детям продолжать его самостоятельно;

· обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "и раз, два, три, четыре" при последнем повторении.


Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от характера двигательных действий.

Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

11. Структура и содержание утренней гимнастики в подготовительной к школе группе.

Теория и методика проведения УГ были разработаны Н.А.Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы ХХ столетия.

Основная цель гимнастики – зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение на весь день.

Значение:

1. Играет важную роль в период перехода от сна к бодрствованию (во время сна нервные клетки отдыхают, организму требуется меньше кислорода, уменьшается частота сердечных сокращений, реже становится дыхание.Проснувшийся человек не готов сразу включиться в активную работу, т.к. состояние заторможенности нервной системы после сна сменяется готовностью к работе в течение 2-3 часов).

2. Во время выполнения утренней зарядки мышцы быстрее сокращаются и расслабляются, переключаются на активную работу сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Вот почему после зарядки человек уже не выглядит заспанным, лицо приобретает свежесть.

3. Зарядка усиливает кровообращение, углубляет дыхание, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус.

4. Гимнастика – это еще и маленькая тренировка. При выполнении упражнений развивается сила, ловкость, гибкость, выносливость. Систематические занятия укрепляют волю – одно из самых ценных качеств, без которого трудно рассчитывать на успех в любом деле.

Условия, место и время проведения:проводится ежедневно до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).

В I мл группе – 5 минут

Во II мл группе – 7 минут

В средней группе – 8-10 минут

В старшей группе – 8-10 минут

В подготовительной - 10-12 минут

Структура:

Начинается утренняя гимнастика с построения, ходьбы. Для профилактики плоскостопия необходимо включить корригирующую ходьбу. Целесообразно разнообразить размещение детей в пространстве, использовать перемещение змейкой, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.

После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в среднем темпе. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений: малыши – в круг, средние – в 2-3 колонны за звеньевыми, старшие - в 2-3 колонны (парами, тройками).

Группа количество дозировка

1 младшая 4 3-4 раза

2 младшая 5 4-5 раз

Средняя 6-7 5-6 раз

Старшая 7-8 6-8 раз

Подготовительная 8 8-10

Методические рекомендации:

Утренняя гимнастика проводится с I младшей группы в хорошо проветренном помещении.

Требования к ОРУ:

· В гимнастику следует включать знакомые движения, не требующие большого умственного напряжения (можно взять комплекс с физкультурного занятия);

· Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро;

· Упражнения должны выполняться в быстром темпе, чтобы вызвать бодрое, оживленное состояние детей;

· Упражнения подбираются для разных групп мышц, из разных исходных положений;

· Следует исключить упражнения одностороннего характера, с незначительной амплитудой;

· 1 комплекс планируется на 2 недели (но с усложнением).

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и бег.

В конце гимнастики планируется продолжительный бег,тренирующий сердечно-сосудистую систему, выносливость. К концу года дозировка этого бега может составлять:

* в младшей группе - 1 минута,

* в средней гр. - 1,5 мин.

* в старшей - 2 минуты

* в подготовительной - 2,5 – 3 минуты.

При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в среднем темпе, а остальные не имеют права обгонять впереди бегущего. Воспитатель следит за состоянием здоровья детей (потоотделение, покраснение лица, тяжелое дыхание). Уставшим детям можно предложить перейти на ходьбу.

В конце гимнастики проводится ходьба или танцевальные движения, проговариваются слова о пользе утренней гимнастики.

Слова о пользе УГ: Мы зарядку любим очень,

Каждый быть здоровым хочет!

Зарядка всем полезна Пусть летят к нам в комнату

Зарядка всем нужна. Все снежинки белые.

От лени и болезней Нам совсем не холодно

Спасает нас она. Мы зарядку делаем.

Чтобы нам не болеть и не простужаться, Здоровье в порядке-

Мы зарядкой с утра будем заниматься. Спасибо зарядке!

Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично.

Кроме того, общеразвивающие упражнения — благодатный материал для развития детского двигательного творчества, стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность.

Построение в колонну по три проводится перестроением через середину площадки. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место.

Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.

Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.Качество выполнения упражнений детьми» их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений.Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.

Наши рекомендации