| Младший возраст 3-4 года | Средний возраст 4-5 лет | Старший возраст 5-7 лет |
Задачи Обучения | 1. Воспитывать интерес и желание заниматься физическими упражнениями 2. Учить начинать и заканчивать упражнение одновременно по сигналу 3. Учить правильно выполнять упражнения из различных и.п. 4. Учить правильно воспринимать упражнения в обобщенном виде, соблюдая основные направления отдельными частями тела 5. Учить повторять хорошо известные упражнения самостоятельно | 1. Учить воспринимать показ как способ информирования для самостоятельного выполнения упражнения 2. Учить точно принимать требуемые положения отдельных частей тела и и.п. 3. Учить сохранять заданный темп движения 4. Учить анализировать простейшие двигательные действия, рассказывать о порядке их выполнения | 1. Учить четко принимать основные и.п. и выполнять упражнения с большой амплитудой 2. Формировать навык точного выполнения движений в соответствии с показом или рассказом 3. Учить согласовывать движения с заданным темпом подсчета или музыки 4. Развивать умение выразительного выполнения упражнений в соответствии с характером музыки 5. Формировать умение запомнить и воспроизвести упражнение через определенное время, учить оценивать качество выполненного упражнения |
Требования к отбору О.Р.У. | По НАГРУЗКЕ на опорно-двигательный аппарат – простые, преимущественно в 2 движения для мышц рук, плечевого пояса, туловища. В связи со слабой устойчивостью наклоны и повороты даются в положении сидя. Наклоны назад не даются. По СТРУКТУРЕ упражнения выполняются одновременно и однонаправлено в лицевой плоскости и состоят из отдельных движений различными частями тела. Темп – средний По ФОРМЕ упражнения представляют расчлененное действие или имитационное движение и конкретное задание с использованием пособий. Желательно при составлении комплекса объединять упражнения одним образом или сюжетом | Физическая НАГРУЗКА равномерно распределяется на все мышечные группы. Используются все и.п. Упражнения с предметами составляют значительный объем. Прыжки выполняются сериями 2-3 раза по 15-20 прыжков с паузами для отдыха СТРУКТУРА упражнений состоит из 4 движений. Используются упражнения с изменением ритма и темпа. Для развития координационных способностей используются частично поочередные и разнонаправленные движения, движения с изменением направления. По ФОРМЕ наряду с имитационными применяются аналитические упражнения, в которых различается каждое двигательное действие. Внимание обращается только на основную часть упражнения | НАГРУЗКА на опорно-двигательный аппарат возрастает за счет увеличения амплитуды движений, многократного повторения пружинных движений, ускорения темпа и количества повторений. В упражнениях для туловища даются повороты и наклоны в стороны, повороты кругом стоя и лежа. В прыжках – разнообразные варианты. СТРУКТУРА вначале сохраняется в том же виде, затем постепенно вводятся последовательные, разноименные, разнонаправленные движения. По ФОРМЕ преобладают упражнения аналитического характера с предметами, в которых выделяются не только основные части, но и отдельные детали. Даются упражнения в парах, подгруппах, шеренге, колоннах. |
Организация Детей При Проведении О.Р.У. | Дети располагаются так, чтобы каждый видел преподавателя (КРУГ, В РАССЫПНУЮ) | В рассыпную, в круг, + в колонну по 3 | В начале года в старшей группе – те же формы, что и в средней. + несколько кругов, 2 концентрических круга. Возрастает роль команд и распоряжений, мен6ьше предметных ориентиров. |
Использование пособий | Погремушки, флажки, ленточки, султанчики, кубики, средние мячи, стульчики. Пособия готовятся преподавателем и раздаются ребенку. | Добавляются большие и набивные мячи, косички, палки, длинные веревки, обручи. Способы раздачи: -каждый берет предмет по ходу в колонне - все по сигналу бегут к предметам -направляющие раздают предметы - преподаватель рассыпает предметы, дети разбирают их и встают на места | + скамейки, большие обручи, шесты, длинные скакалки |
Методические Приемы Обучения О.Р.У. | Основной прием – ПОКАЗ. При свободном построении дается зеркально, четко, выразительно и носит целостный характер. СЛОВЕСНЫЕ приемы усиливают восприятие показа. Применяются яркие, знакомые детям образные сравнения. Указания даются обращаясь к каждому ребенку. Подсчет и музыка не желательны. С целью помощи детям правильно ориентироваться при выполнении упражнения используют зрительные ориентиры, которыми служат предметы, находящиеся в зале. При выполнении упражнений следует фиксировать внимание на основных действиях, не обращая внимание на отдельные второстепенные детали. | При обучении новым упражнениям детей среднего возраста показ движений необходимо осуществлять четко, в полную силу, с правильными исходными положениями, что обусловлено формирование у детей аналитического восприятия двигательных действий. Показ выполняется 1 – 2 раза, а затем с замедлением и фиксацией отдельных фаз движения даются соответствующие пояснения, объясняющие лишь отдельные основные элементы упражнения. Необходимо добиваться точности принятия детьми и. п. и поз, а так же согласованного выполнения упражнений. Для этого следует сопровождать выполнение краткими подсказывающими указаниями. При выполнении уже знакомых упражнений действия преподавателя могут быть следующими: - назвать упражнение – показать его с одновременным объяснением – дать распоряжение и команду к принятию и т.п. и началу упражнения – по ходу выполнения давать необходимые подсказывающие указания – в конце выполнения подать команду или распоряжение к окончанию. Если упражнение хорошо освоено детьми, то можно предложить выполнить его после краткого описания или только по названию. Необходимо помнить, что разнообразный и неожиданный для детей порядок построения вносит оживление, создает радостное настроение, поэтому следует избегать повторяющихся день изо дня неизменных форм организации детей. Если имеется возможность, использовать на занятии музыкальное сопровождение – это необходимо делать. | При обучении детей старшего возраста целесообразно использовать одновременный показ и объяснение. Отдельные части движения, хорошо знакомые детям не объясняются, а только называются. Хорошо способствует развитию у детей двигательных представлений, учит анализу движений методический прием, предлагающий детям вспомнить знакомые упражнения и описать порядок их выполнения. Необходимо варьировать сочетание наглядных и словесных методов: проказ и объяснение; частичный показ и объяснение; объяснение без показа; установку на мысленное воспроизведение движений с их следующим выполнением. Для начала и окончания выполнения упражнений даются команды: «Упражнение начи-най!» и «Стой!». Оценка выполнения упражнений дается кратко, конкретно, адресно, с оценкой по ходу выполнения каждого участника или сразу после окончания. Необходимо избегать отрицательных оценок общего характера. В занятиях с использованием предметов необходимо воспитывать в детях аккуратность и бережное отношение к пособиям, поощрять оказание помощи товарищам. |