Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. К концу третьего года обучения дети должны:
К концу третьего года обучения дети должны:
уметь
По техническому труду:
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани И других материалов, предусмотренных программой;
правила безопасности труда иличной гигиены при обработке различных материалов;
правила чтения графических изображений;
правила и приемы проверки исправности инструмента;
правила и приемы разметки по линейке, угольнику, циркулем;
способы контроля размеров детали, изделия;
общие сведения о профессиях: столяр, плотник, слесарь, агроном, растениевод.
По сельскохозяй
правила безопасности труда и личной гигиены;
правила сбора семян и приемы хранения их в зимнее время;
особенности выращивания цветочно-декоративных и овощных растений в открытом грунте и правила наблюдений за ростом и развитием растений;
название и назначение сельскохозяйственных машин для обработки почвы.
Уметь
проверять исправность инструмента;
выполнять разметку в миллиметрах чертежно-измерительными инструментами;
проверять точность выполненной разметки;
самостоятельно изготовлять изделие, из предусмотренных программой, по образцу, рисунку, эскизу;
уважать их труд; по возможности принимать посильное участие в их труде.
ственному труду: строго соблюдать их;
собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
выращивать сельскохозяйственные растения, предусмотренные программой, от посадки до уборки урожая с соблюдением всех правил;
различать машины по внешнему виду и принципу действий.
IV кл асе (68 ч)
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (26 ч) ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА (8 ч)1
Технико-технологические сведения.Переплетные работы. Материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бумага, марля, коленкор, ледерин. Инструменты и приспособления: переплетный нож, фальцлинейка, шило, канцелярская игла, гладилка, сшивальный станок.
Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по рисунку, эскизу, словесному описанию. Конструирование собственных моделей. Разметка деталей, разверток чертежно-измерительными инструментами только в миллиметрах. Понятие «масштаб»: М 1:1, М 1:2.
1 Этот и последующий виды труда в наиболее оправданном их сочетании мыполняются в течение всего учебного года.
Деление окружности на 5, 10 равных частей без вычислений.
Темы для бесед. «Как изготавливают бумагу и картон», «Как переплетают книги».
Опыты и наблюдения. Установление причин коробления картона при оклеивании его бумагой. Выявление способов изготовления самодельного картона.
Практические работы. Анализ образца, рисунка, эскиза, простейшего чертежа изготавливаемых изделий; самостоятельное составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов: линейка, угольник, циркуль, циркуль-измеритель; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцли-нейки; оклеивание картона цветной бумагой; сборка изделий, проверка их в действии. Самостоятельное выполнение контроля на всех этапах изготовления изделия.
Переплетение небольших брошюр; простейший ремонт книги, монтирование коллекции природных материалов; наклейка на картон раздаточного дидактического материала и небольших демонстрационных таблиц, картин.
Примерный перечень изделий. Настольные игры с фишками по
правилам дорожного движения; наборное полотно из вертикальных полос для со
ставления задач по математике и другие пособия для первоклассников; папка с
мягким корешком; самодельные книжки в составном переплете; коробки разных
конструкций для хранения раздаточных материалов к урокам; прямоугольный
и круглый пеналы; коробка с крышкой. „
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (18 ч)
Технико-технологические сведения.Электричество в народном хозяйстве. Электроконструктор, его детали и назначение их. Понятие об электрической схеме на примере деталей электроконструктора: батарейка, лампочка, выключатель, провода. Правила безопасной работы с электроприборами.Понятие об основных звеньях электрической цепи: источник тока, провода, потребители тока (лампочка, мотор), выключатель. Способы присоединения и соединения концов проводов.
Изготовление технических моделей, игрушек из деталей конструктора, различных и бросовых материалов, доступных для обработки детям данного возраста, с элементами самостоятельного конструирования по образцу, техническому рисунку, эскизу, простейшему чертежу, условию, словесному описанию, тематическому заданию, замыслу для малышей и участие в школьных выставках «Творчество юных конструкторов».
Темы для бесед. «Использование электрической энергии на производстве, транспорте, в быту и сельском хозяйстве», «Экономия электрической энергии», «Использование силы ветра, воды, пара человеком», «Изобретатели во все времена».
Опыты и наблюдения. Определение электропроводимости различных материалов. Проводники и изоляторы. Выявле- ние причин нарушения электроцепи. Способы соединения и присоединения концов проводов.
Практические работы. Самостоятельный анализ образца, рисунка, планирование трудовых действий, подготовка рабочего места, строжайшее соблюдение правил безопасности в работе с источником тока, инструментами. Сборка простейшей электрической цепи. Сборка моделей и макетов, в том числе электрифицированных от батарейки, из деталей электроконструктора. Разборка моделей.
Создание технических игрушек, игр.
Примерный перечень изделий. Прибор для определения проводников и изоляторов; игра-электровикторина; электрифицированные модели: светофор, вентилятор, мельница, торшер, автомобиль, лодка и др.
Модели: рычажные весы; колодец с воротом, самосвал, бульдозер; планер и другие летающие, плавающие модели; различные технические устройства; сельскохозяйственная техника: косилка, транспортер, дождевальная машина и др.
Экскурсия в столярную (слесарную) мастерскую. Знакомство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий мальчиков в V классе.
БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч)ОБРАБОТКА ТКАНИ (5 ч)
Технико-технологические сведения.Ткани, изготовленные из синтетических волокон, их основные свойства, разные переплетения нитей в них. Нити основы и утка. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный.
Темы для бесед. «На прядильной и ткацкой фабриках»,
«Ткани в быту и технике».
Опыты и наблюдения. Рассматривание тканей различного происхождения (толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге и др.). Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Рассматривание переплетения нитей в различных тканях через лупу, на свет. Сравнение тканей из синтетических волокон с хлопчатобумажными, льняными, шерстяными и шелковыми по внешнему виду и на ощупь. Сравнение на прочность нитей разного происхождения.
Практические работы. Составление простейших выкроек по самостоятельно снятым меркам. Раскрой, сметывание и сшивание деталей изделий с прямыми и кривыми срезами. Выполнение швов: бархатного, подрубочного, петельного.
Примерный перечень изделий. Пилотка, косынка, простейший фартук, нарукавники, варежки; одежда для театра кукол.
Экскурсия в мастерскую по обработке тканей. Знакомство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий девочек в V классе.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ (3 ч)
Технико-технологические сведения.Виды мелкого ремонта одежды: зашивание распоровшегося шва, наложение заплаты, штопка, пришивание оторвавшейся пуговицы (кнопки, крючка, петли, вешалки), вдевание эластичной ленты-резинки и др.
Правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды. Правила организации рабочего места.
Тема для беседы. «Встречают по одежке». Опыты и наблюдения. Определение зависимости опрятного вида человека. Выявление способов наложения заплаты или выполнения штопки.
Практические работы. Ежедневный осмотр одежды. Зашивание распоровшегося шва: прометать, прошить нитками по толщине, цвету и способу выполнения соответственно бывшему; штопка переплетением ниток или петлеобразно; наложение заплаты разными способами. Самостоятельное пришивание различных пуговиц, кнопок, петель,., крючков, вешалки и др.
Примерный перечень изделий. Штопка носка, наложение заплаты на одежду.
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)1
Технико-технологические сведения.Технология художественной обработки различных материалов: художественная вышивка; разновидность аппликаций; вязание узелками (макраме) и с помощью инструментов: крючка, спиц, челнока; плетение плоских и объемных изделий из лент (полос), соломы, бересты, тонкого картона, накрахмаленной ткани, лозы; плетение круЖев с помощью коклюшек; давление фольги по типу чеканки; резьба по дереву; выжигание; мозаика. Способы конструирования различных изделий, выполняемых различной техникой на основе технологических проб.
Изготовление изделий из различных материалов с использованием художественной обработки их по образцу, рисунку, словесному описанию, условию, замыслу.
Темы для бесед. «Народные художественные промыслы». «Глина, песок, древесина. Использование их основных свойств и простейших способов обработки в современном строительстве».
Опыты и наблюдения. Выявление основных свойств искусственных материалов, сравнение их с аналогичными природными по внешнему виду, прочности, отношению к влаге, способам технологических операций.
Практические работы. Организация рабочего места.
Конструирование выкроек, изготовление изделий и декоративное оформление их.
Примерный перечень изделий. Плоская и объемная мягкая игрушка с каркасом из проволоки; кухонная доска (резьба по дереву, выжигание); указки, пикировочные и опорные колышки, эстафетные палочки, кормушка для птиц; счетный материал для первоклассников; муляжи овощей, фруктов, фигурки животных, елочные игрушки из папье-маше, поролона, пенопласта с дополнением других материалов; дорожные знаки; детали декорации, бутафории для театра кукол; декоративная мозаика; композиция (лепка); игрушки из различных материалов: олень, конь, лебедь, жар-птица и др.; сувениры.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД(18 ч)
РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ (14 ч)
Осенние работы (6 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Сбор и учет урожая. Отбор экспонатов для школьной выставки. Правила и приемы хранения урожая. Осенняя обработка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение растений отводками, усами.
Тема для б е с ед ы. «Значение осенней обработки почвы».
Опыты и н а б л годе н и я. Влияние органической подкормки на урожай овощных, ягодных растений.
Практические работы. Уборка урожая; осенняя обработка классной делянки, делянки первоклассников, коллекционного участка и цветника: внесение органических удобрений (перегноя, золы), перекопка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев: удаление отмершей коры со стволов и основных ветвей плодовых деревьев, внесение удобрений^ приствольные круги плодовых деревьев и в междурядья ягодников, перекопка их, посадка ягодных и декоративных кустарников.
Весенние работы (8 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам.
Темы для бесе д. «Значение овощных растений в жизни человека», «Важность и необходимость труда людей в сельском хозяйстве по выращиванию культурных растений и животных».
Опыты и наблюдения. Влияние пасынкования на сроки созревания и урожай томатов. Выявление влияния минеральных подкормок на рост и развитие растений.
Практические работы. Проверка семян овощных, полевых и цветочно-декоративных культур на всхожесть.
Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений (томаты, капуста, астры, левкой, душистый табак и др.) в ящиках и грунте, уход за рассадой, пикировка.
Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам. Рыхление приствольных кругов плодовых деревьев и междурядий ягодников.
Посев и посадка растений на коллекционном участке и в цветнике. Подкормка растений. Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями, размножение их делением куста.
Полив и подкормка растений. Удалений»сорняков. Рыхление почвы. Удаление усов и укоренившихся розеток у земляники. Высадка их на постоянное место. Летний сбор и учет урожая на учебно-опытном участке (в теплице).
РАБОТА В КЛАССЕ (4 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Размножение комнатных растений отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковицами, листьями.
Тема для беседы. «Свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода».
Опыты и наблюдения. Определение условий для приживания пересаженных растений.
Практические работы. Определение необходимости пересадки комнатных растений. Пересадка и перевалка комнатных растений. Размножение их.