Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. К концу третьего года обучения дети должны:

К концу третьего года обучения дети должны:

уметь

По техническому труду:

название, назначение, правила поль­зования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани И других материалов, предусмотренных программой;

правила безопасности труда илич­ной гигиены при обработке различных материалов;

правила чтения графических изоб­ражений;

правила и приемы проверки исправ­ности инструмента;

правила и приемы разметки по ли­нейке, угольнику, циркулем;

способы контроля размеров детали, изделия;

общие сведения о профессиях: сто­ляр, плотник, слесарь, агроном, расте­ниевод.

По сельскохозяй

правила безопасности труда и лич­ной гигиены;

правила сбора семян и приемы хра­нения их в зимнее время;

особенности выращивания цветоч­но-декоративных и овощных растений в открытом грунте и правила наблю­дений за ростом и развитием рас­тений;

название и назначение сельскохо­зяйственных машин для обработки почвы.

Уметь

проверять исправность инстру­мента;

выполнять разметку в миллиметрах чертежно-измерительными инструмен­тами;

проверять точность выполненной разметки;

самостоятельно изготовлять изде­лие, из предусмотренных программой, по образцу, рисунку, эскизу;

уважать их труд; по возможности принимать посильное участие в их труде.

ственному труду: строго соблюдать их;

собирать семена и готовить их к зим­нему хранению;

выращивать сельскохозяйственные растения, предусмотренные програм­мой, от посадки до уборки урожая с соблюдением всех правил;

различать машины по внешнему ви­ду и принципу действий.

IV кл асе (68 ч)

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (26 ч) ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА (8 ч)1

Технико-технологические сведения.Переплетные работы. Материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бума­га, марля, коленкор, ледерин. Инструменты и приспособления: переплетный нож, фальцлинейка, шило, канцелярская игла, гла­дилка, сшивальный станок.

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и кар­тона по рисунку, эскизу, словесному описанию. Конструирование собственных моделей. Разметка деталей, разверток чертежно-из­мерительными инструментами только в миллиметрах. Понятие «масштаб»: М 1:1, М 1:2.

1 Этот и последующий виды труда в наиболее оправданном их сочетании мыполняются в течение всего учебного года.

Деление окружности на 5, 10 равных частей без вычислений.

Темы для бесед. «Как изготавливают бумагу и кар­тон», «Как переплетают книги».

Опыты и наблюдения. Установление причин коробле­ния картона при оклеивании его бумагой. Выявление способов изготовления самодельного картона.

Практические работы. Анализ образца, рисунка, эс­киза, простейшего чертежа изготавливаемых изделий; самостоя­тельное составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов: линейка, угольник, циркуль, циркуль-измеритель; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцли-нейки; оклеивание картона цветной бумагой; сборка изделий, проверка их в действии. Самостоятельное выполнение контроля на всех этапах изготовления изделия.

Переплетение небольших брошюр; простейший ремонт книги, монтирование коллекции природных материалов; наклейка на картон раздаточного дидактического материала и небольших де­монстрационных таблиц, картин.

Примерный перечень изделий. Настольные игры с фишками по
правилам дорожного движения; наборное полотно из вертикальных полос для со­
ставления задач по математике и другие пособия для первоклассников; папка с
мягким корешком; самодельные книжки в составном переплете; коробки разных
конструкций для хранения раздаточных материалов к урокам; прямоугольный
и круглый пеналы; коробка с крышкой. „

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (18 ч)

Технико-технологические сведения.Электричество в народ­ном хозяйстве. Электроконструктор, его детали и назначение их. Понятие об электрической схеме на примере деталей элект­роконструктора: батарейка, лампочка, выключатель, провода. Правила безопасной работы с электроприборами.Понятие об основных звеньях электрической цепи: источник тока, провода, потребители тока (лампочка, мотор), выключатель. Способы присоединения и соединения концов проводов.

Изготовление технических моделей, игрушек из деталей кон­структора, различных и бросовых материалов, доступных для обработки детям данного возраста, с элементами самостоятель­ного конструирования по образцу, техническому рисунку, эскизу, простейшему чертежу, условию, словесному описанию, тематиче­скому заданию, замыслу для малышей и участие в школьных выставках «Творчество юных конструкторов».

Темы для бесед. «Использование электрической энер­гии на производстве, транспорте, в быту и сельском хозяйстве», «Экономия электрической энергии», «Использование силы ветра, воды, пара человеком», «Изобретатели во все времена».

Опыты и наблюдения. Определение электропроводи­мости различных материалов. Проводники и изоляторы. Выявле- ние причин нарушения электроцепи. Способы соединения и при­соединения концов проводов.

Практические работы. Самостоятельный анализ об­разца, рисунка, планирование трудовых действий, подготовка рабочего места, строжайшее соблюдение правил безопасности в работе с источником тока, инструментами. Сборка простейшей электрической цепи. Сборка моделей и макетов, в том числе электрифицированных от батарейки, из деталей электроконструк­тора. Разборка моделей.

Создание технических игрушек, игр.

Примерный перечень изделий. Прибор для определения провод­ников и изоляторов; игра-электровикторина; электрифицированные модели: све­тофор, вентилятор, мельница, торшер, автомобиль, лодка и др.

Модели: рычажные весы; колодец с воротом, самосвал, бульдозер; планер и другие летающие, плавающие модели; различные технические устройства; сель­скохозяйственная техника: косилка, транспортер, дождевальная машина и др.

Экскурсия в столярную (слесарную) мастерскую. Знаком­ство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий мальчиков в V классе.

БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч)ОБРАБОТКА ТКАНИ (5 ч)

Технико-технологические сведения.Ткани, изготовленные из синтетических волокон, их основные свойства, разные переплете­ния нитей в них. Нити основы и утка. Лицевая и изнаночная сто­роны ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный.

Темы для бесед. «На прядильной и ткацкой фабриках»,

«Ткани в быту и технике».

Опыты и наблюдения. Рассматривание тканей раз­личного происхождения (толщина, прозрачность, гладкость, от­ношение к влаге и др.). Определение лицевой и изнаночной сто­рон ткани. Рассматривание переплетения нитей в различных тканях через лупу, на свет. Сравнение тканей из синтетических волокон с хлопчатобумажными, льняными, шерстяными и шел­ковыми по внешнему виду и на ощупь. Сравнение на прочность нитей разного происхождения.

Практические работы. Составление простейших вы­кроек по самостоятельно снятым меркам. Раскрой, сметывание и сшивание деталей изделий с прямыми и кривыми срезами. Вы­полнение швов: бархатного, подрубочного, петельного.

Примерный перечень изделий. Пилотка, косынка, простейший фартук, нарукавники, варежки; одежда для театра кукол.

Экскурсия в мастерскую по обработке тканей. Знаком­ство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий девочек в V классе.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (3 ч)

Технико-технологические сведения.Виды мелкого ремонта одежды: зашивание распоровшегося шва, наложение заплаты, штопка, пришивание оторвавшейся пуговицы (кнопки, крючка, петли, вешалки), вдевание эластичной ленты-резинки и др.

Правила и приемы выполнения мелкого ремонта одежды. Правила организации рабочего места.

Тема для беседы. «Встречают по одежке». Опыты и наблюдения. Определение зависимости опрятного вида человека. Выявление способов наложения запла­ты или выполнения штопки.

Практические работы. Ежедневный осмотр одежды. Зашивание распоровшегося шва: прометать, прошить нитками по толщине, цвету и способу выполнения соответственно бывше­му; штопка переплетением ниток или петлеобразно; наложение заплаты разными способами. Самостоятельное пришивание раз­личных пуговиц, кнопок, петель,., крючков, вешалки и др.

Примерный перечень изделий. Штопка носка, наложение за­платы на одежду.

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)1

Технико-технологические сведения.Технология художествен­ной обработки различных материалов: художественная вышивка; разновидность аппликаций; вязание узелками (макраме) и с помощью инструментов: крючка, спиц, челнока; плетение плос­ких и объемных изделий из лент (полос), соломы, бересты, тонко­го картона, накрахмаленной ткани, лозы; плетение круЖев с по­мощью коклюшек; давление фольги по типу чеканки; резьба по дереву; выжигание; мозаика. Способы конструирования различ­ных изделий, выполняемых различной техникой на основе техно­логических проб.

Изготовление изделий из различных материалов с использо­ванием художественной обработки их по образцу, рисунку, словесному описанию, условию, замыслу.

Темы для бесед. «Народные художественные промыслы». «Глина, песок, древесина. Использование их основных свойств и простейших способов обработки в современном строительстве».

Опыты и наблюдения. Выявление основных свойств искусственных материалов, сравнение их с аналогичными при­родными по внешнему виду, прочности, отношению к влаге, спо­собам технологических операций.

Практические работы. Организация рабочего места.

Конструирование выкроек, изготовление изделий и декора­тивное оформление их.

Примерный перечень изделий. Плоская и объемная мягкая иг­рушка с каркасом из проволоки; кухонная доска (резьба по дереву, выжигание); указки, пикировочные и опорные колышки, эстафетные палочки, кормушка для птиц; счетный материал для первоклассников; муляжи овощей, фруктов, фигурки животных, елочные игрушки из папье-маше, поролона, пенопласта с дополнением других материалов; дорожные знаки; детали декорации, бутафории для театра кукол; декоративная мозаика; композиция (лепка); игрушки из различных мате­риалов: олень, конь, лебедь, жар-птица и др.; сувениры.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД(18 ч)

РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ (14 ч)

Осенние работы (6 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Сбор и учет уро­жая. Отбор экспонатов для школьной выставки. Правила и при­емы хранения урожая. Осенняя обработка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение растений отводками, усами.

Тема для б е с ед ы. «Значение осенней обработки почвы».

Опыты и н а б л годе н и я. Влияние органической подкорм­ки на урожай овощных, ягодных растений.

Практические работы. Уборка урожая; осенняя обра­ботка классной делянки, делянки первоклассников, коллекци­онного участка и цветника: внесение органических удобрений (перегноя, золы), перекопка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев: удаление отмершей коры со стволов и основных ветвей плодовых деревьев, внесение удоб­рений^ приствольные круги плодовых деревьев и в междурядья ягодников, перекопка их, посадка ягодных и декоративных кус­тарников.

Весенние работы (8 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Подготов­ка почвы к весенним посевам и посадкам.

Темы для бесе д. «Значение овощных растений в жизни человека», «Важность и необходимость труда людей в сельском хозяйстве по выращиванию культурных растений и животных».

Опыты и наблюдения. Влияние пасынкования на сро­ки созревания и урожай томатов. Выявление влияния минераль­ных подкормок на рост и развитие растений.

Практические работы. Проверка семян овощных, по­левых и цветочно-декоративных культур на всхожесть.

Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений (томаты, капуста, астры, левкой, душистый табак и др.) в ящиках и грунте, уход за рассадой, пикировка.

Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам. Рыхление приствольных кругов плодовых деревьев и междурядий ягод­ников.

Посев и посадка растений на коллекционном участке и в цветнике. Подкормка растений. Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями, размножение их делением куста.

Полив и подкормка растений. Удалений»сорняков. Рыхление почвы. Удаление усов и укоренившихся розеток у земляники. Высадка их на постоянное место. Летний сбор и учет урожая на учебно-опытном участке (в теплице).

РАБОТА В КЛАССЕ (4 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Размещение ком­натных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Размножение комнатных растений отводками, корневыми отпры­сками, делением куста, луковицами, листьями.

Тема для беседы. «Свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода».

Опыты и наблюдения. Определение условий для при­живания пересаженных растений.

Практические работы. Определение необходимости пересадки комнатных растений. Пересадка и перевалка комнат­ных растений. Размножение их.

Наши рекомендации