Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Авторы В. И. Романина, В. Г. Машинистов, Н. М. Конышева

Пояснительная записка

В системе начального обучения трудовая деятельность явля­ется одним из важнейших факторов развития ребенка: нравст­венного, умственного, физического, эстетического.

Именно в начальных классах закладываются основы соци­ально активной личности, проявляющей интерес к трудовой дея­тельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

ель куоса «Трудовое обучение» в начальных классах — вос-пи'гание'творчёскойГ "активной личности, проявляющей интерес кН^хн~йчёскотму и 'художественному творчеству нежелание "тру­диться. "Основные задачи курса:

I — формирование представлений о необходимости труда в
жизни людей и потребности трудиться, т. е. подвести детей к по­
ниманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и
отдыха человека создается трудом самого же человека — «один
для всех и большинство работают для одного»;

— расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, тех­нологии;

— воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

II — формирование способов познания окружающего через
изучение конструкций предметов, основных свойств материалов,
принципов действия' ручных инструментов, выращивание рас­
тений;'

— формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;

— воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчиво­сти, сосредоточенности; формирование потребности трудиться -в одиночку; в паре, группе, умения распределять трудовые зада­ния между собой;

— развитие любознательности через развитие внимания;, .на­блюдательности, памяти — как образной, эмоциональной, двига­тельной (моторной), так и словесно-логической; развитие фанфа-

зии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространст­венных представлений.

Реализация поставленных задач осуществляется через содер­жание курса, которое включает:

— ознакомление младших школьников с различными мате­риалами, их основными свойствами;

— овладение правилами и приемами действий ручными ин­струментами — изготовление разнообразных доступных и по­сильных для детей данного возраста изделий, имеющих практи­ческую значимость: ... ^

в помощь учению — учебные пособия: абак, склад­ной метр, циферблат; дидактические игры, карточки, счетный материал и др.;

для организации быта: изделия хозяйственно-бытово­го назначения: закладка, игольница, салфетка и др.;

для работы в природе: опорные колышки, мерные рейки и др.;

для оформления классной комнаты, группы продленного дня, зала к праздникам: елочные ук­рашения, гирлянды, маски, снежинки и др.;

для организации свободного времени ребенка: игры, игрушки, сувениры и др.;

— овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, ра­боты; планирование, организация и контроль трудовой дея­тельности;

— обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития жи­вых организмов.

Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разде­лами. В разделах выделены виды труда. Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и, техническое моделирование; «Бытовой труд"* — обработка ткани и самообслуживание, основы художественной обработки различ­ных материалов могут включать разные виды деятельности. Так, в IV классе учителю предлагаются на выбор темы: «Вяза­ние», «Вышивание», «Плетение», «Выжигание» и др.; «Сельско­хозяйственный труд» — «Работа на учебно-опытном участке» («Осенние работы» и «Весенние работы») и «Работа в классе». школы вносить коррективы в порядок изучения учебного матери­ала, в перечень изделий и практических работ. Так, при отсут­ствии пришкольных учебно-опытных участков следует расши­рить объем работ по выращиванию комнатных растений и прове­дению опытов с ними.

В районах, где развиты народные промыслы, целесообразно уже в начальных классах обучать учащихся художественно-тех­ническим приемам изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности и посильности для младших школьников объектов труда.

Кур? «Трудовое обучение» в начальных классах опирается на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных уч­реждениях или при подготовке к школе в группах, а также и в домашних условиях, расширяется за счет пополнения и накоп­ления новых знаний и приобретения новых умений в школе, которые с каждым годом углубляются и используются в новых условиях на более качественном уровне.г

Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бу­магой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях — основных, крепежных и украшаю­щих; обучать детей технологическим операциям — видам раз­метки, способам заготовки деталей; сборки, отделки, осуществ­ляя на каждом этапе изготовления контроль; закреплять навыки

культуры труда;

— правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удоб­но было ими пользоваться,— работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;

— соблюдать порядок на рабочем месте, в процессе всего урока, занятия, игры в школе, а также и дома;

— выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;

— экономно расходовать материалы, рационально использо­вать инструменты, приспособления, время, силы;

— строго выполнять правила безопасной работы инструмен­тами и приспособлениями;

— постоянно контролировать правильность выполнения за­дания: разметил — проверь правильность разметки; обработал материал — проверь, нужной ли формы и размеров получилась деталь; собрал — проверь изделие в действии, соответствует ли оно заданным или задуманным техническим данным, условиям,

образу;

— находить ошибки и по возможности исправлять их.
Поэтому программу в каждом классе целесообразно начи­
нать с такого вида труда, как «Обработка бумаги и картона».

По каждому виду труда программа содержит технико-техно­логические сведения, перечень тем для бесед, опытов и наблюде­ний, практических работ, объектов труда.

Учитель вправе с учетом региональных особенностей, нацио­нальных традиций, этнографической специфики, возможностей

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейше­му чертежу. Сначала надо обучать выполнению заданий точ­но по образцу, рисунку — такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем по­зволять и побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, количество их, а также и в конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазий, творчества. При этом следует усилить вни­мание и к качеству выполнения заданий: точность раз­метки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего издеди#. .

Конструирование по тематическому заданию спо­собствует развитию представлений, фантазии.

Большое значение для развития конструкторских способно­стей и творчества имеют задания по условию — ребенок должен самостоятельно находить решения технических или худо­жественных задач, отвечающих заданному условию, что воздей­ствует на развитие сообразительности, смекалки.

Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перёд со­бой (или группой детей) задачи и находит один (или коллектив­но) правильные их решений Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художе­ственного творчества.

Особого внимания заслуживает выполнение заданий по сло­весному описанию. Такие задания заставляют детей сосредото­чивать внимание, слушать, вслушиваться, вдумываться в смысл услышанного, соображать, как выполнить задание, и пЪтом толь­ко действовать, удерживая в памяти его содержание. Обучение выполнению таких заданий необходимо начинать с I класса с повторным проговариванием их самими учащимися, а к IV клас­су дети должны приступать к заданию после сообщения учителя или одного из учеников.

(Требования к выполнению заданий должны учитывать инди­видуальные особенности и возможности младшего- школьника. •Важно помнить, что поощрение стремления детей к самостоя­тельности, попытки создать новую конструкцию, использования элементов дизайна и других творческих проявлений способству­ют подъему хорошего настроения у них и возникновению жела­ния делать еще лучше, а иногда и больше. *

Значительное место на уроках трудового обучения (внекласс­ных занятиях) занимает техническое моделирование и констру­ирование,! где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производ­ством, рабочими профессиями и т. д. Моделирование и конструи­рование позволяют младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности, расши-

ряют политехнический кругозор. Значение технического творчест­ва в развитии личности ребенка трудно переоценить.

Занятия по техническому моделированию предоставляют ши­рокие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов кон­струирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.

Содержание раздела «Бытовой труд» предусматривает пер­воначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элемен­тами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе; в домашних условиях при согласовании с роди­телями предусматривается приобретение навыков ухода за обувью, приготовления пищи, доступных детям данного возраста под непосредственным наблюдением взрослых, мытья посуды, уборки помещения и другой посильной трудовой деятельности по дому, саду, огороду, по уходу за членами семьи, за животными, за комнатными растениями.

/Раздел программы «Основы художественной обработки раз­личных материалов» включает овладение учащимися простейши­ми способами и приемами работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших Школьников. В разделе ука­заны примерные виды практических работ. Учителю предостав­ляется право самому определить их направление и количество с учетом своей подготовленности по художественной обработ­ке различных материалов, возможностей школы и пожеланий

учащихся.

На занятиях по сельскохозяйственному труду начиная с I класса учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правила­ми постановки опытов. Они принимают посильное участие в сельскохозяйственном труде. Это создает благоприятные усло­вия для первоначального знакомства детей с сельскохозяйствен­ными профессиями, закладываются основы воспитания уваже­ния к людям труда. Содержание занятий по сельскохозяйствен­ному труду обогащает природоведческие знания учащихся, фор­мирует навыки экологически правильного поведения детей, инте­рес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и жела­ние охранять и.преумножать ее красоту.

Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план в трудовом обучении младших школьников во­просы, связанные с формированием культуры личности ребен­ка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления, потребностей и т. д. Приобретение навыков культуры труда уча­щихся— одно из основных требований программы трудового обучения в начальных классах. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение, всего урока, правильно пользуется ин­струментами с учетом правил безопасности работы ими, эконом­но и рационально расходует материал и время при изготовлении изделия, обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает их, аккуратно использует клей при креплении деталей, эстетично оформляет изделие и т. п.

Учитель сам решает, какие приемы и методы применить на уроке, какую выбрать форму организации и обучения для успешного развития трудовой активности и самостоятельности учащихся. При этом следует помнить, что воспитывающий и раз­вивающий потенциал занятий по трудовому обучению снижает­ся, если ребенок привыкает работать толькопод диктовку учи­теля по принципу «делай, как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего, какова связь между от­дельными операциями при изготовлении изделия и конечным ре­зультатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложе­ны большие возможности для обучения учащихся, особенно на первых этапах их обучения, но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их разви­тии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых трудовых заданий.

Развивающий потенциал занятий по трудовому обучению значительно повышается, если учитель уделяет внимание воспи­танию у детей стремления к активной трудовой деятельности, приобретению навыков культуры труда, самостоятельности при пользовании графической грамотой — овладению элементарным языком техники — условными обозначениями линий чертежа:

— сплошная толстая основная — линия видимого

контура;

— сплошная тонкая — линия построения и размерная;

— штриховая — линия невидимого контура;

—штрихпунктирная тонкая — осевая линия;

•Ц*>—- ——штрихпунктирная с двумя точками тонкая — ли­
ния сгиба на развертках.

В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обу­чения инструкционные и технологические карты. Они позволяют увеличить время на практическую работу, а наиболее подготов­ленным учащимся — работать самостоятельно, соединяя «рабо­ту ума с работой рук», а учителю — оказать помощь менее подго­товленным ученикам.-

Следует помнить, что при изготовлении любого изделия ребе­нок учится предварительному планированию предстоящих тру- довых действий; организации рабочего места; выполнению тру­довых действий изготовления изделия; подведению итогов.

Уметь устанавливать последовательность выполнения дей­ствий, порядок работы инструментами очень важно, так как пропуск самой незначительной операции или выбор не того инст­румента, который нужен в данный момент,— все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе на­глядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет вари­анты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ра­нее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию, выполнению действий «про себя», во внутреннем плане, что, как подчеркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника. Значение уме­ния планировать велико. Оно предупреждает ошибочные дейст­вия, способствует более четкому представлению порядка опера­ций, что сказывается на качестве изделия ученика, позволяет ему познать радость труда.

Трудовое обучение имеет большие возможности для воспита­ния и развития таких личностных качеств ребенка, как чест­ность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, сноровка, чувство уве­ренности в своих силах, способность и убежденность в необходи­мости трудиться.

\1 Важным условием осуществления политехнического принци­па обучения является органическая связь уроков трудового обу­чения со всеми предметами начальной школы:

— язык:обогащение словаря — называние изделий,
частей, деталей, материалов, инструментов, приспособлений,
практических действий (технологических операций) и др.;

развитие речи — анализ конструкции изделия, работы; размышление по созданию изделия, планирование трудовых дей­ствий; анализ готовой продукции, оценка труда, подведение ито­гов; включение пословиц, поговорок, загадок;

закрепление навыков чтения — работа с дидакти­ческими материалами, наглядными пособиями, дополнительной как художественной, так и научной литературой;

— математика:анализ, сопоставление, сравнение, обоб­щение; пространственные представления; счет, измерения, вы­числения, расчеты; нахождение значений буквенных обозначе­ний; формы геометрических фигур; единицы измерений; чертеж-но-измерительные и контрольные инструменты; графическая грамота, построение геометрических фигур;

— экономика:оценка качества работы, учет количества по­лученной продукции; понятия «экономия», «рациональность»;

— природоведение: забота о здоровье — безопасность и гиги­
ена труда; забота о живой и неживой природе; виды растений,

условия роста и развития их; физические свойства материалов; (. виды движения и энергии; представление о трении, балансе; по­нятие о плане и масштабе;

— физическая культура:развитие мышечной системы, глазо­мера, координации движений, чувства меры, силы, ловкости, бы­строты, выносливости и др.;

— изобразительноеискусство: тема, сюжет, композиция, ко­лорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.;

— музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положитель­ная энергия, создание художественного образа и др.

В свою очередь, трудовое обучение — это составная часть си­стемы начального образования, оно оказывает влияние на повы­шение качества учебной работы ученика. Например, лепка раз­вивает наблюдательность ребенка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание улуч­шает глазомер учащихся и т. д., а изготовление самодельных учебных пособий и их использование на уроках языка, математи­ки, музыки и других предметов способствует более прочному усвоению программного материала по этим предметам.

Профессиональная ориентация осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добро­совестного отношения к труду, понимание его роли в жизни чело­века, развитие интереса к профессиям родителей.

Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т. д. раскрывают для детей значимость их труда, формируют положительные мотивы ктруду.

В программе указано примерное количество часов на каждый раздел программы. Учитель может самостоятельно рас­пределить количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в дан­ной школе.

ПРОГРАММА

I класс (60 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 ч)

ОБРАБОТКА БУМАГИ(18 ч)1

Технико-технологические сведения.Виды бумаги: писчая, ри­совальная, калька, газетная, оберточная; бумага белая и цвет­ная; назначение ее и основные свойства: прочность, отношение к влаге Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги: карандаш, шаблон, линейка, гладилка, ножницы, кис­точка для клея, тряпочка для притирания, подкладная доска; назначение, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения.

Элементы графической грамоты: линия контура и линия сгиба. Понятие «контур». Правила чтения графических изображений.

Технология обработки бумаги: разметка, сгибание, резание, крепление деталей клеем. Экономия материала и бережное отно­шение к инструментам и приспособлениям1.

Изготовление изделий по образцу, рисунку с элементами самостоятельного творчества. Украшение изделия апплика­цией.

Темы для бесед. «Что делают из бумаги», «Что значит быть бережливым».

Опыты и наблюдения. Свойства бумаги: отношение квлаге, прочность, светопрочность, толщина; изучение строения бумаги.

Практические работы. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности; подбор материалов и выбор инструментов; организация рабочего места, экономное использование материалов;технологические опера­ции: сгибание, складывание, проглаживание линии сгиба гла­дилкой; разметка сгибанием, на просвет, по шаблону, линейке как шаблону; резание ножницами по прямолинейному и криво­линейному контуру, на глаз; крепление деталей клеем.

Примерный перечень изделий. Дидактические материалы по обучению грамоте и счету; пособия: наборное полотно, абак, дорожные знаки, с которыми встречаются дети по пути в школу, сигнальные карточки и др.; заклад­ки, обложки, конверты; пакет для хранения семян; книжки-раскладушки, елоч­ные гирлянды, игрушки, игра-мозаика и др.

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (14 ч)

Технико-технологические сведения.Набор пластмассовых де­талей конструктора, которые крепятся болтами и гайками, и ин­струменты (гаечные ключи); свойства материала, из которого из­готовлены детали и инструменты; правила, приемы безопасной работы гаечными ключами и способы хранения набора.

Правила организации рабочего места.

Элементы графической грамоты — распознавание рисунков моделей в альбоме к конструктору.

Правила сборки моделей из деталей конструктора и разбор­ки их. Представление о видах движения: вращение, колебание, скольжение.

Изготовление технических игрушек по образцам с элемента­ми самостоятельного конструирования из различных материалов с использованием готовых форм.

Тема для беседы. «Техническая игрушка».

Опыты и н а б л юд ен и я. Определение направления дви­жения руки при действии гаечным ключом. Повышение прочно­сти крепления болта контргайкой.

Практические работы. Анализ образца, рисунка; пла­нирование и организация работы. Нахождение деталей, соответ­ствующих рисунку модели. Сборка моделей точно по образцам, рисункам альбома к конструктору и по замыслу. Разборка их.

Примерный перечень изделий. Модели: капсель, качели, само­кат, тележка, прицеп, автомашина, трактор, самолет, вертолет; плавающие и ле­тающие модели из полуфабрикатов1 и различных материалов: парашют, планер, плот, парусная лодочка; игрушечная мебель.

Экскурсия на улицу. Знакомство.с транспортными маши­нами: автомашина, автобус, трактор, трамвай, троллейбус, само­лет, теплоход, электропоезд. Сравнение их: нахождение общего и различного по внешнему виду. Выяснение значения транспорт­ных средств для людей.

БЫТОВОЙ ТРУД (6 ч)ОБРАБОТКА ТКАНИ (4 ч)

Технико-технологические сведения.Разнообразные ткани, их
назначение (одежда, предметы быта) и основные свойства: тол­
щина, прочность, отношение к влаге. (

Нитки, их назначение и основные свойства: толщина, проч­ность, цвет, отношение к влаге.

Инструменты и приспособления для работы с тканью: швей­ные иглы, ножницы, наперсток; их назначение, правила и при­емы пользования ими, безопасность труда и способы хранения.

Стежок «вперед иголку» и его назначение.

Изготовление изделий по образцу, рисунку.

Темы для бесед. «Как рубашка в поле выросла», «Труд людей вокруг нас» (изготовление одежды, обуви, пищи, строи­тельство жилища).

Опыты и наблюдения. Изучение строения ткани по­лотняного переплетения и нитки. Сравнение нитки и нити — их сходство и различия. Сравнение ткани и бумаги по внешнему ви­ду, строению, основным свойствам и обработке.

Практические работы. Подготовка иглы к работе: определение длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка. Коллективный анализ работы, коллективное планирование труда, организация рабочего места, выполнение равномерных стеж­ков «вперед иголку», раскрой ткани прямоугольной формы Примерный перечень изделий. Игольница в виде книжечки; салфетка с бахромой, украшенная стежками «вперед иголку».

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (2 ч)

Технико-технологические сведения.Разнообразие пуговиц по размеру, цвету, форме, материалу, назначению, конструкции. Правила и приемы пришивания пуговиц; способы хранения их.

Тема для беседы. «Назначение и использование пуго­виц».

Опыты и наблюдения. Определение выбора иглы и ниток для пришивания пуговицы.

Практические работы. Подбор ниток по цвету ткани, выбор иглы в соответствии с отверстием в пуговице. Подготовка иглы к работе. Закрепление конца нитки на ткани, продевание иглы в отверстие пуговицы и обратно через ткань. Завязывание узелка.

Примерный перечень изделий. Пришивание пуговицы к одежде; использование пуговицы как элемента украшения аппликации.

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)

Технико-технологические сведения.Виды природных материа­лов: глина, шишки, ветки, желуди, орехи, ракушки и др.; их основные свойства: прочность, отношение к влаге.

Инструменты и приспособления, применяемые при работе с глиной: разные по форме стеки, печатки, кисть, станок для леп­ки, тряпочка, баночка для воды; их назначение; правила, прие­мы безопасной работы и хранение.

Приемы работы с глиной, пластилином. Крепление шишек, веток и других природных материалов пластилином, быстросох­нущим клеем.

Изготовление изделий: лепка с натуры по образцам народной
игрушки с внесением изменений, с созданием собственного худо­
жественного образа (роспись игрушек из глины осуществляется
на уроках изобразительного искусства), а также по рисункам,
замыслу не только из глины, пластилина, природных материа­
лов, но и из бумаги. ' .

Темы для бесед. «Что умеют делать золотые руки» (о народных умельцах), «Чудесный материал» (глина и использова­ние ее человеком), «Лес — наше богатство, и его надо беречь».

Опыты и наблюдения. Выявление основных свойств природных материалов. Определение способов крепления их. Ознакомление с основными свойствами глины: пластичность, во­донепроницаемость. Выяснение, как изменяется внешний вид ап­пликации при использовании засушенных листьев и только что собранных. Практические работы. Планирование, организация трудовой деятельности. Подготовка материалов к работе. Спосо­бы обработки природных материалов.

Игры и упражнения, развивающие фантазию: «Кто спрятал­ся в куске пластилина, глины?», «На что или кого похожа веточ­ка, шишка, листья и др.?».

Примерный перечень изделий. Счетный материал из природных материалов, опорные колышки; игрушки, сувениры из природных материалов; иг­рушки из глины (пластилина): овощи, фрукты, посуда, фигурки животных и зве­рей, сказочных персонажей; аппликации из засушенных листьев и бумаги.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (6 ч)

РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ(4 ч)

Осенние работы (2 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Осенние работы на учебно-опытном участке (в теплице, парке, сквере). Ручной садовый детский инвентарь (грабли, носилки). Правила и прие­мы работы ими, способы хранения.

Тема для б ее еды. «Значение осенних работ на участке».

Опыты и наблюдения. Изменение внешнего вида уча­стка после уборки мусора.

Практические работы. Организация трудовой деятель­ности. Удаление мусора, сгребание листьев, веток. Сбор природ­ных материалов для уроков труда: листья, цветы, ветки, корни, семена и др.

Весенние работы (2 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Весенние работы на учебно-опытном участке (в теплице, сквере, парке); правила и приемы посева семян и ухода за ними.

Тема для бесед ы. «Значение весенних работ на участке (в теплице, парке, сквере)».

О п ыты и наблюдения. Распознавание цветочных рас­тений, выращенных из семян, по их листьям и стеблю.

Практические р а б о т ы1. Организация труда. Под­готовка и посев семян в грунт (душистый горошек, горох, на­стурция и т. д.). Уход за растениями: полив, прополка, установка опорных колышков.

РАБОТА В КЛАССЕ (2 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Виды комнатных растений; правила и приемы ухода за ними. Подготовка семян

1 Обработку почвы, разбивку грядок, клумб выполняют старшие школьники. I 54

к посеву: отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачива­ние их, проращивание.

Тема для беседы. «Значение воды для жизни рас­тений».

Опыты и наблюдения. Выявление условий, необходи­мых для роста зелени лука-репки.

Практические работы. Уход за растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, мытье вазонов и поддонов. Выра­щивание растений из семян (бальзамина, ипомеи). Выращивание из лука-репки зелени, ежедневное измерение ее роста и сравне­ние его с предыдущим днем.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу первого года обучения дети должны:
знать уметь
По техническому труду; название и назначение материалов, различать их, использовать строго инструментов и приспособлений, пре- по назначению и бережно относиться дусмотренных программой; к ним; правила безопасности труда; соблюдать их; правила личной гигиены при рабо- работать чистыми руками, толькоте колющими и режущими инструмен- исправным инструментом; сидеть пря-тами; мо,соблюдать расстояние от работы до глазне менее 30 см; правила организации рабочего правильно организовывать рабочее места; место и поддерживать порядок во вре­мя работы; правила и приемы разметки и контг:,я,~выполнять их, экономить материа-роля по шаблону, сгибанием, на про- лы, использовать отходы; свет; правила и приемы обработки мате- резать бумагу, ткань ножницами по риалов и сборки изделия; линиям разметки; крепить детали из бумаги клеем; ■ правила и приемы бережного обра- беречь книги, тетради: обертывать щения с книгой и тетдадью; их, пользоваться закладками;
правила и приемы-сборки и разбор­ки моделей из деталей конструктора; название, назначение и способы вы­полнения стежков «вперед иголку»; правила и приемы контроля практи­ческих действий, предусмотренных программой; правила общения; название и назначение машин: авто­мобиль, трактор, самолет, тепловоз, теплоход; стганрать модели по образцу, рисун­ку и разбирать их, соблюдая порядок в наборе; равномерновыполнять стежки «впе­ред иголку»; контролировать правильность вы­полнения своих действий; работать в паре, коллективе, рас­пределять и согласовывать свой труд с другими; различать их;
К концу первого года обучения дети должны:
знать уметь
общие сведения о профессиях: учи­тель, врач, повар, строитель, шофер, уважать их труд и труд людей дру­гих профессий.
тракторист.  
По сельскохозяйственному труду:
правила безопасности труда и лич­ной гигиены во время работ на участ- соблюдать правила безопасности труда и личной тиАены;
ке и при уходе за комнатными расте-  
ниями; правила ухода за комнатными рас- выполнять их.
тениями.  

II класс (68 ч)

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 ч)

ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА (16 ч)1

Технико-технологические сведения.Виды и основные свойст­ва бумаги, их значение при изготовлении изделий.

Инструменты и приспособления, применяемые в работе с бу­магой и тонким картоном: гладилка, линейка, угольник, простые и цветные карандаши, кисточки для клея и красок, краски, нож­ницы, игла, шило; их назначение; правила пользования ими, при­емы безопасной работы и способы хранения.

Понятие о развертке. Измерения линейкой, угольником в сан­тиметрах, совмещая штрих 0 с базовой кромкой (краем листа).

Элементы графической грамоты: тонкая линия — линия по­строения, выносная, размерная. Правила чтения графических изображений: рисунка, эскиза. Технология обработки бумаги, способы крепления деталей в изделии клеем, нитками, тонкой проволокой (металлическими скобками).

Изготовление различных изделий по образцу, графическим изображениям, словесному описанию, заданным размерам. Про­верка точности выполнения изделия.

Тема для беседы. «Как сделана тетрадь».

Опыты и наблюдения. Сравнение видов бумаги, тон­кого картона, фольги по прочности и отношению к влаге.

Практические работы. Коллективное планирование выполнения работы2. Разметка бумаги и тонкого картона по ба-

1 Этот и последующие виды труда проводятся в течение всего учебного года.
а Здась и далее обращать внимание на экономное и рациональное расходова-
.... 1ятериалов.

та зовой кромке (краю листа бумаги) линейкой, угольником, сгиба­нием; резание ножницами, разрезание пластмассовым ножом; крепление деталей клеем, нитками, проволокой.

Примерный перечень и з де л и й. Информационно-указательные и предупреждающие знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Же­лезнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса», «Пункт первой медицинской помощи»; дидактический раздаточный материал, книжка-самоделка; стаканчик для расса­ды; пакеты, конверты для хранения мелких деталей, семян; елочные украшения, фонарики, карнавальные шапочки, бутафория для картонажного театра (пальчи­кового), игрушки с подвижными деталями, игровой инвентарь для настоль­ных игр.

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (16 ч)

Технико-технологические сведения.Пластмассовые детали конструктора, которые крепятся болтами и гайками, например «Транспортные и сельскохозяйственные машины» и др.; монтаж­ные инструменты. Виды соединений: подвижные и неподвижные. Использование различных материалов для создания технических

моделей.

Темы для бесед. «Машины вокруг нас, их значение в жизни людей», «Машины, облегчающие труд человека в быту». Встреча с рационализаторами.

Опыты и наблюдения. Выявление способов крепления деталей при подвижном и неподвижном видах соединений.

Практические работы. Сборка технических моделей из деталей конструктора по образцу, рисунку, тематическому за­данию, замыслу учащихся; разборка их. Конструирование техни­ческих игрушек из различных материалов для оборудования сю­жетных игр.

Примерный перечень изделий. Модели: тележки одноосные и двухосные, мотороллер, трактор колесный, грузовая автомашина, железнодорож­ная платформа. «Наш микрорайон»; летающие и плавающие модели.

Экскурсия в гараж, автобусный (троллейбусный, трам­вайный) парк, на пристань и т. п. Знакомство с профессиями лю­дей, работающих там, общим видом машин, с наиболее харак­терными механизмами.

БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч) ОБРАБОТКА ТКАНИ(6 ч) Технико-технологические сведения.Первоначальные сведе­ния о тканях растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные с полотняным переплетением нитей. Виды ниток: швей­ные, штопальные, для вышивания, вязания.

Инструменты и приспособления для шитья: иглы швейные, булавки, ножницы, наперсток. Правила, приемы работы и спосо­бы хранения инструментов и материалов.

Разметка и экономный раскрой тканей. Стежки «через край», «вперед иголку с перевивом» и их назначение.

Темы для бесед. «Что делают из тканей», «Волшебство ниток».

Опыты и н а б л год е н и я. Рассматривание образцов тка­ней с полотняным переплетением нитей: ситец, марля, полотно; нахождение сходства и различий; сравнение ниток по назначе­нию и толщине.

Практические работы. Изготовление выкройки изде­
лий прямоугольной формы, крепление ее к ткани, разметка тка­
ни по выкройке и раскрой; выполнение косых стежков «через
край» (обметочный шов). ^

Примерный перечень изделий. Салфетка, носовой платочек, за­кладка, вешалка, метка для одежды.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ(2 ч)

Технико-технологические сведения.Разнообразие вешалок и меток по форме, размеру, материалу, цвету, конструкции. Пра­вила и приемы пришивания вешалки, метки.

Тема для беседы. «Назначение и использование веша­лок, меток».

Опыты и наблюдения. Выяснение условий, от которых зависит прочность вешалки, метки.

Практические работы. Подбор ниток по цвету ткани. Подготовка иглы к работе. Приметывание вешалки, метки нит­ками контрастного цвета стежками «вперед иголку». Закрепле­ние конца нитки на ткани. Пришивание нитками, соответствую­щими цвету ткани, косыми стежками.

Примерный перечень изделий. Вешалка, метка для одежды, ме­шочек для одежды на уроках физкультуры, мешочек для обуви.

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)

Технико-технологические сведения.Приемы стилизации в лепке. Отделка изделий из глины. Приемы лепки посуды спосо­бами кругового налепа и с помощью стек.

Приемы обработки природных материалов; прокалывание шилом, пиление ножовкой, опиливание напильником, зачистка наждачной бумагой и использование приспособлений: тисочки, распиловочная коробка. Способы крепления деталей из природ­ных материалов: на шипах, штифтами, с помощью быстросохну­щего клея.

Художественная вышивка: «крест», «набор». Аппликация из ткани. Плетение в три пряди, витье.

Темы для бесед. «Разнообразие аппликаций», «Рус­ская глиняная игрушка», «Умельцы родного края».

Опыты и наблюдения. Сравнение технологических проб с помощью разных способов обработки материалов: отап­ливание и опиливание; опиливание и зачистка наждачной бума­гой; вышивание на пяльцах и без них и др.

Практические работы. Анализ объектов труда, плани­рование работы. Организация рабочего места при использова­нии различных материалов.

Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии: «На кого похожи?», «Кто спрятан в имеющихся у нас природных материалах?», изучение природных материалов, определение в них сходства с птицами, зверями, сказочными персонажами; упражнения на передачу настроения цветом и композицией (вы­бор композиции, украшающего узора в соответствии с формой поверхности материалов, подбор ткани и ниток по цвету, толщи­не, фактуре в соответствии с назначением изделия). Вышивание декоративными швами.

Плетение в три пряди. Витье шнурка.

Примерный перечень изделий. Лесная скульптура; сувениры из шишек, веток, корней, мха и др.; лепка посуды, игрушек-свистулек, матрешек, фигурных пряников по образцам абашевской, курской, новгородской, скопин-ской, ярославской и других игрушек; кукла из мочала; этикетки; мерный шнур; игрушки из бумаги и тонкого картона; сувениры с вышивкой изученными швами, шнуром; тематические композиции (аппликации); поздравительные открытки, пригласительные билеты.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД(12 ч)

РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ(8 ч)

Осенние работы (3 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Правила и прие­мы сбора семян, сортировка их и способы хранения в зимний пе­риод. Подготовка классной делянки к осенней обработке почвы.

Тема для б е с е ды. «Значение семян в жизни растений».

Опыты и наблюдения. Определение условий для хра­нения семян.

Практические работы. Сбор семян; удаление остатков растений и мусора (перекапывают почву старшие школьники); сгребание опавших листьев и веток.

Весенние работы (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Семена цветочно-декоративных и бобовых растений. Подготовка их к посеву: от­бор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание и прора­щивание их. Правила посева семян в грунт. Выращивание цве­точно-декоративных растений: ноготки, бархатцы; зернобобовых растений: фасоль, бобы.

Тема для беседы. «Значение зернобобовых растений в

жизни человека».

Опыты и наблюдения. Распознавание всходов куль­турных растений и их отличие от сорняков. Определение сходст­ва по внешнему виду и принципу действий ручных инструментов и орудий труда: нож, лопата, плуг; грабли, борона.

Практические работы. Посев семян в грунт: разрав­нивание грядок (рабаток) граблями, проведение бороздок по шнуру, полив их, посев семян с последующим заделыванием, установка этикеток. Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прополка, установка опорных колышков.

РАБОТА В КЛАССЕ (4 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду.Правила и прие­мы размножения комнатных растений черенками и ухода за ними.

Тема для беседы. «Разнообразие комнатных растений, их значение в жизни человека».

Опыты и наблюдения. Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. Выявление сроков появления всхо­дов, развития растений при одновременном посеве сухих, замо­ченных и пророщенных семян.

Практические работы. Организация трудовой деятель­ности учащихся. Уход за растениями: полив, удаление сухих I листьев, пыли, рыхление почвы, мытье поддонов и вазонов. Вы- > ращивание комнатных растений — бальзамина, ипомеи, а также зелени из семян укропа и петрушки.

3 класс.ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД(30 ч) ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА(12

Технико-технологические сведения. Виды картона, его основ­ные свойства и назначение. Правила и приемы разметки с по­мощью линейки, угольника, циркуля2, циркуля-измерителя в миллиметрах по базовой линии (отступив от края листа) по об­разцу и заданным размерам.

■■ Сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание но­жом с помощью фальцлинейки. Крепление деталей различными способами: клеем, нитками, мягкой тонкой проволокой, щеле­вым замком.

Элементы графической грамоты: осевая линия, обозначение радиуса, диаметра. Понятие «силуэт». Правила чтения эскиза, простейшего чертежа.

Правила и приемы изготовления папье-маше. Крепление де- Д талей из бумаги и картона клеем, нитками, проволокой, щеле­вым замком.

Темы для бесед. «Что делают из картона», «Различ­ные виды бумаги и их назначение».

Опыты и наблюдения. Сравнение бумаги и картона 1 разных видов по прочности, толщине, гибкости, ломкости, отно­шению к влаге. Отличие бумаги от картона по внешнему виду, строению, технологии обработки, назначению.

Практические работы. Анализ рисунка, эскиза изго­тавливаемых изделий, составление плана работы; исполнение трудовых действий: разметка с помощью чер-ржнс-измеритель-ных инструментов и контроль; резание бумаги и картона ножни­цами и ножом вдоль фальцлинейки; сборка изделия. Проверка его в действии.

Примерный перечень изделий. Учебные пособия: предупрежда­ющие и информационно-указательные знаки дорожного движения: «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход»; термометр, книжка-считалка, пер­фокарты и др.; коробки и карточки для картотеки; ремонт брошюр из классной библиотеки; игры типа лото; настольный картонажный театр; головоломки.

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (18 ч)

Технико-технологические сведения. Набор металлических де- ^* талей конструктора-механика, их название, основные свойства материала, из которого изготовлены детали и инструменты: от­вертка и гаечный ключ; способы крепления деталей винтами и гайками. Применение шайб. Правила и приемы работы инст­рументами. Правила организации рабочего места.

Элементы графической грамоты — распознавание рисунков моделей в альбоме к конструктору-механику.

Представление о трении. Виды соединений: разъемные, не­разъемные.

Технические сведения о транспортирующих устройствах и ма­шинах, их название и назначение. Приемы сборки из деталей ме­таллического конструктора типа «Конструктор-механик» моде­лей технических устройств и машин и разборка их после исполь­зования моделей в играх.

Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по об­разцам, рисункам, эскизам, заданным размерам, условиям, сло­весному описанию и конструирование по собственному замыслу

учащихся.

Темы для б е се д. «Техническое моделирование», «Транс­портирующие устройства и машины».

Встреча с изобретателями.

Опыты и н а б л ю де н и я. Сравнение наборов конструкто­ров из пластмассовых и металлических деталей: нахождение общего и различного во внешнем виде деталей, их названии и конструктивных возможностях. Выявление способов крепления

деталей при разъемном и неразъемном видах соединений. Опре­деление способов устранения трения.

Практические работы. Чтение рисунков, эскизов. Планирование предстоящей работы. Сборка технических моде­лей из деталей конструктора. Разборка их после обыгрывания. Изготовление технических моделей из различных материалов, включая пластические, и использование полуфабрикатов, само­стоятельно изготовленных профилей. Демонстрация технических игрушек в действии, регулировка их, обнаружение ошибок и исправление их.

Примерный перечень изделий. Макеты: «Элементы улицы с остановкой транспорта», «Дорога и ее основные части» и др.; простейшие моде­ли: лебедка, подъемный кран, автопогрузчик, каток, тачка; сельскохозяйственная техника: самоходное шасси, стогометатель, сеялка; простейшие летающие и пла­вающие технические игрушки из различных материалов: кордовая модель, ката­маран и др.; учебные пособия: светофор, циферблат и др.

Экскурсия. Ознакомление с трудом людей и их профес­сией (в микрорайоне школы), работающих на технических типо­вых объектах, аналогичных тем моделям, которые дети будут создавать на уроках трудового обучения для оборудования сю­жетных игр, проводимых во внеурочное время, предлагаемых взрослыми или самими детьми.

БЫТОВОЙ ТРУД(8 ч) ОБРАБОТКА ТКАНИ (6 ч)

Технико-технологические сведения.Первоначальные сведе­ния о тканях и нитках, изготовленных из волокон животного про­исхождения: шелк, шерсть и их основные свойства; об изделиях текстильной промышленности: тесьма, лента, шнур и др.

Виды стежков и швов: строчка, стебельчатый, тамбурный, на­значение их и способы выполнения.

Изготовление выкройки по обмерам, выполненным под руко­водством учителя, по эскизу, инструкционной карте. Понятие

«припуск».

Темы для бесед. «Назначение шелковых и шерстяных

тканей», «Какие текстильные изделия мы знаем».

Опыты и наблюдения. Рассматривание и сравнение строения тканей, ниток, ленты, шнура и т. п. Сравнение ткани и бумаги по внешнему виду, прочности, гибкости, строению, тех­нологии обработки.

Практические работы. Изготовление выкройки, раз­метка ткани, сложенной вдвое, раскрой ее; сшивание деталей из ткани швом «строчка» по прямым срезам, после предваритель­ного сметывания их.

Примерный перечень изделий. Нарукавные повязки для дежур­ных; мешочки для завтрака, семян, обуви, формы к урокам физкультуры; при­хватка для кухни.

Экскурсия в ателье по изготовлению одежды, в мастер­скую по ремонту обуви.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ (2 ч)

Технико-технологические сведения.Разнообразие кнопок, крючков, петель по размеру, материалу, форме, цвету, конструк­ции. Правила и приемы пришивания кнопок, крючков, петель. Изготовление петли из ниток.

Тема для б е с е д ы. «Назначение и использование кнопок, крючков и петель».

Опыты и н а б л годен и я. Выяснение ус#эвий, от которых зависит прочность пришитых кнопок, крючков и петель. Поиск вариантов создания воздушных петель из ниток.

Практические работы. Разметка места пришивания кнопок, крючков и петель. Выбор способа пришивания их. Под­бор ниток в тон ткани. Пришивание кнопок, крючков и петель.

Примерный перечень изделий. Пришивание кнопок, крючков и петель к одежде своей, кукол и изготовление дидактического пособия для детей трех лет в виде занятной игрушки.

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)

Технико-технологические сведения.Местные природные и ис­кусственные материалы: солома, мел, мех, кожа, кожезамени­тель, древесина, металл — тонкая проволока.

Инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток; для проволоки: кусачки, плоскогубцы, кругло­губцы, киянка; назначение, приемы работы ими, правила без­опасности труда и способы хранения.

Технология обработки различных материалов и сборки изде­лий. Художественная обработка древесины и природных матери­алов. Приемы работы с проволокой и фольгой. Плетение плоское и круглое.

Декоративные швы: мережка «столбик», тамбурный, стебель­чатый.

Темы для бесед. «Народные художественные промыс­лы данной местности», «На деревообрабатывающем комбинате», «Применение папье-маше и пластических материалов в быту и технике».

Опыты и наблюдения. Выявление отличительных свойств металла (проволоки и фольги) от бумаги, ткани. Сравне­ние бумаги, ткани, древесины, проволоки по внешнему виду, тол­щине, прочности, отношению к влаге, технологии разметки, обра­ботки, отделки.

Практические работы. Творческие игры и упражне-

ния в приемах обработки различных материалов с целью дости­жения декоративно-художественного эффекта: отработка при­емов лепки из глины и пластилина; обработка веток, корней; пи­ление, остругивание, сверление, шлифовка древесины; реза­ние, сгибание, наматывание, скручивание проволоки; плетение из нескольких прядей, полос; вышивание стебельчатым, тамбур­ным швами и мережкой.

Примерный перечень изделий. Композиции; диковинные сосу­ды; декоративные барельефы; глиняная посуда, игрушки по образцам дымков­ской, каргопольской, липецкой, орловской, тульской и др.; учебные таблицы, ма­кеты; планшет для записи и зарисовок; прыгалки, пояски; кухонное полотенце с вышивкой, вышивка метки; маски; игрушки-дергунчики для картонажного теат­ра; игры, головоломки (кольца, цепочки); сувениры из различных материалов, ап­пликация из соломы.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД(14 ч)

РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ (10 ч) Осенние работы (5 ч)

Наши рекомендации