Основные требования к знаниям и умениям к концу 3-го класса

для детей с ОВЗ:

Учащиеся должны уметь:

-читать вслух сознательно и выразительно, правильно целыми словами в темпе 50-60 слов в минуту;

-владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности речи;

-осознанно читать про себя;

-определять смысл событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;

-устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;

-пересказывать прочитанное подробно и сжато;

-самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Учащиеся должны знать:

- фамилии писателей и названия их произведений для детей (трех-четырех), наизусть 8-10 стихотворений.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

-объяснительно- иллюстративный;

-частично – поисковый;

-наблюдение;

-информативный.

Способы и средства:

- технические средства;

-модели и таблицы;

- рисунки;

-дидактический материал.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

- контроль проверки правильности и осознанности чтения;

- проверочные работы .

Содержание курса

(3 класс, 102 ч.)

Наименование раздела Содержание курса
Прощание с летом Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений
Природа летом Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада…» Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
И кот ученый свои мне сказки говорил…» Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает…» Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем
Животные в нашем доме Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой   Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца…» Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
  День смеха Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю…»   Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
  День Победы Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Тематическое планирование материала

Тема занятия Кол-во часов Дата провед. пример. Дата провед.фактич. Примечание
  Раздел I. «Прощание с летом» (5 часов)  
1** Г. Сапгир. «Нарисованное солнце». * Ю. Ким. «Светлый день» В. Ю. Драгунский. «Англичанин Павля»      
2** Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» (главы 1-2)      
3** Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» (глава 3)      
К. Бальмонт. «Капля». Подготовка к написанию сочинения-миниатюры      
Анализ сочинений-миниатюр. Б. Заходер. «Что красивей всего?»      
  Раздел II. Летние путешествия и приключения (15 часов)  
6** Ю. Ким. «Отважный охотник» С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение 1–4-й частей I главы      
С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение III главы      
С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение IV главы      
С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение IV главы      
10** И. Дик. «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1–5-й частей главы «Удар сабли»      
И. Дик. «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 6–10-й частей главы «Удар сабли»      
12** М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия      
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–6-й частей VIII главы      
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–4-й частей XIII главы      
Б. Емельянов. «Игра»      
16** К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга»*      
К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 1–2      
К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 3–4      
К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 5–7      
Обобщение по разделу «Летние путешествия и приключения». Подготовка к сочинению*      
  Раздел III. «Природа летом» (6 часов)  
21** Введение в новый раздел «Природа летом».* С. Есенин. «С добрым утром!» Чтение фрагмента из рассказа А. П. Чехова «Степь»      
А. Н. Толстой. «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра»      
А. Н. Толстой. «Детство Никиты» (главы). Завершение работы      
И. Тургенев. «Голуби». Стихотворение в прозе И. Бунин. «Розы»      
25** В. Бианки. «Неслышимка» М. Пришвин. «Золотой луг»*      
Б. Пастернак. «За поворотом». Обобщение по разделу «Природа летом»* Проверочная работа      
  Раздел IV. «Уроки и переменки» (14 часов)  
27** Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий»      
28** Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий»      
29** Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий»      
30** Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий» Б. Заходер. «Перемена»      
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 1-й главы      
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 2-й главы      
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 3-й главы      
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 4-й главы Б. Заходер. «Вредный кот»      
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 1–3-й частей      
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 4–6-й частей      
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 7–9-й частей      
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 10–12-й частей      
Олег Григорьев. «Витамин роста». Стихотворема «После уроков», «Кто прав?»      
Обобщение по разделу «Уроки и переменки». Проверочная работа      
  Раздел V. «Глухая пора листопада» (5 часов)  
41** А. С. Пушкин. «Осень». К. Бальмонт. «Осень». Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»*      
42** К. Паустовский. «Мой дом» * Г. Сапгир. «Четыре конверта»      
43** К Д. Самойлов. «Перед снегом» . Паустовский. «Прощание с летом»*      
Обобщение по разделу «Глухая пора листопада». * Б. Пастернак «Иней». Проверочная работа      
Анализ творческих работ. Обобщающий урок по 1-й книге      
  Раздел VI. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (12 часов)
46** Введение в раздел. * Г. Сапгир. «Леса-чудеса». Русская народная сказка «Кот и лиса»      
47** Русская народная сказка «Кот и лиса». В. Берестов. «Сказка»      
48** Русские народные сказки «Никита-Кожемяка»,«Как мужик гусей делил»      
49** Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко «Город». Русские народные сказки (обобщение)*      
50** «Синдбад-мореход» (арабская сказка). Чтение 1–3-й частей      
«Синдбад-мореход» (арабская сказка). Чтение 4–6-й частей      
Шарль Перро. «Ослиная Шкура». Чтение 1–3-й частей      
Шарль Перро. «Ослиная Шкура». Чтение 4–7-й частей      
54** Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»      
А. Волков. «Волшебник изумрудного города».Чтение главы «Элли в плену у Людоеда»      
Пьеса – драматическое произведение. С. Маршак. «Сказка про козла» В. Высоцкий. «Песня Кэрролла»      
Обобщение по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…»* Творческая работа – сочинение сказки      
  Раздел VII. «Поет зима, аукает…» (8 часов)  
58** С. Есенин. «Поет зима, аукает», «Пороша»*      
К. Бальмонт. «Снежинка». И. Бродский. «Вечером»      
60** Ю. Мориц. «Настоящий секрет». А. Барто. «В защиту Деда Мороза»*      
В. Драгунский. «Кот в сапогах»      
Б. Пастернак. «Снег идет». А. Башлачев. «Рождественская». Д. Самойлов. «Город зимний»*      
63** В. Бианки. «По следам»      
В. Бианки. «По следам». Проверочная работа по разделу «Поет зима, аукает…»*      
Обобщение по разделу «Поет зима, аукает…».Сочинение      
  Раздел VIII. Животные в нашем доме. (8 часов)  
66** Введение в раздел «Животные в нашем доме».В. Берестов. «Прощание с другом» Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»*      
Ю. Коринец. «Ханг и Чанг». Чтение 1–3-й частей      
Ю. Коринец. «Ханг и Чанг». Чтение 4–5-й частей      
69** В. Драгунский. «Дымка и Антон». Г. Сапгир. «Морская собака»      
Ю. Коваль. «Капитан Клюквин». Чтение 1–5-й частей      
Ю. Коваль. «Капитан Клюквин». Чтение 6–10-й частей      
72** Ю. Мориц. «Пони», «Любимый пони»      
Обобщение по разделу «Животные в нашем доме»*      
  Раздел IX. Мы с мамой и папой (9 часов)  
74** Э. Успенский. «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» В. Драгунский. «… Бы»*      
75** Ю. Коринец. «Подарки под подушкой». А. Барто. «Разговор с дочкой»*      
И. Дик. «Красные яблоки». А. Барто. «Перед сном»      
В. Драгунский. «Девочка на шаре». Чтение 1–3-й частей рассказа      
В. Драгунский. «Девочка на шаре». Чтение 4–6-й частей рассказа      
79** В. Драгунский. «Тайное становится явным»*      
80** С. Маршак. «Хороший день»      
Творческая работа – сочинение о своей семье «Тепло родного дома»*      
Обобщение по разделу «Мы с мамой и папой». * Проверочная работа      
  Раздел X. «Наполним музыкой сердца…» (8 часов)  
83** Введение в раздел. О. Мандельштам. «Рояль» К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»      
К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»      
Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «Небольшое вступление»      
Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца»      
И. Тургенев. «Певцы» (отрывок)      
В. Драгунский. «Независимый Горбушка»      
В. Драгунский. «Независимый Горбушка». Проверочная работа по разделу      
Сочинение «Что я представляю, слушая музыку»*      
  Раздел XI. День смеха (3 часа)  
91** Введение в раздел «День смеха».* Г. Сапгир. «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»      
Праздник-проказник. В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»      
93** Двустишия О. Григорьева Ю. Мориц. «Малиновая кошка»      
** Раздел XII. «О, весна, без конца и без краю…» (4 часа)  
Введение в раздел «О, весна, без конца и без краю…».Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича *      
Стихи В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного и Б. Окуджавы о весне *      
А. Толстой. «Детство Никиты» (глава «Весна»)      
Проверочная работа по разделу «О, весна, без конца и без краю…». * Творческая работа: сочинение о весне      
  Раздел XIII. День Победы (3 часа)  
98** Введение в раздел «День Победы».* А. Ахматова. «Памяти друга»      
В. Драгунский. «Арбузный переулок»      
В. Высоцкий. «Он не вернулся из боя» Б. Окуджава. «Король». А. Твардовский. «Я знаю      
  Раздел XIV. Родная земля (2 часа)  
101** Введение в раздел «Родная земля».* К. Паустовский. «Бескорыстие»      
В. Бахревский, Г. Цыферов. «Дубёнка» Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» С. Козлов, Г. Цыферов. «Где живет солнце?»      
** Данные темы для обязательного изучения детей с ОВЗ  
* Национально-регионально-этнокультурный компонент  

Наши рекомендации