Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативному курсу

« Сочинение – рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»

Составитель: Э.А.Альшина

Учитель русского языка и литературы

Высшей категории

Пояснительная записка

С 2014/2015 учебного года для выпускников проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604). Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачёт—незачёт»). В отличие от изложения, итоговое сочинение — это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза — до 10 баллов к результатам ЕГЭ).Информация о данной форме промежуточной аттестации содержится в следующих документах и материалах:

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604);

· Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08; организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения);

· инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.

В связи с этим подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

· В словаре В. И. Даля сочинение трактуется как «самое произведение, что сочинено», а сочинить — значит «изобрести, вымыслить, придумать, творить умственно, производить духом, силой воображения». Из данного определения вытекает, что в плане общекультурного развития ученика сочинение необходимо для проявления его творческого начала. В плане постижения литературы как учебного предмета это способ более глубокого проникновения в художественный текст.

Однако хочется вспомнить о том, что литература, несмотря на свой учебный характер, является искусством. И с этим должна быть связана вторая линия преподавания. В методиках немало сказано о том, что уроки литературы должны носить творческий характер. В своё время Р. Ф. Брандесов активно ратовал за то, чтобы «декларации о необходимости творчества сменить выработкой конкретной методики его организации, чтобы весь процесс

преподавания литературы повернуть к „творческому поведению“ школьника»1. И сочинения ученика должны отражать творческую сторону нашего предмета.

Такой поворот к творческому поведению ученика является путём к постижению литературы, поскольку, считал Л. С. Айзерман, «научить читать литературу как литературу — <путь> один — через активное соучастие в процессе постижения, проникновения, исследования».Чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический труд, но важна и роль учителя, который заботится о методике анализа произведения, особенно в

тех аспектах, которые определяют его глубину, качество и объём.Во-первых, поговорим о глубине анализа. Учитель не должен замыкаться в собственных представлениях о произведении. В основе школьного анализа лежит литературоведческая концепция. Она вырабатывается учителем на

основе собственного видения произведения и изученной литературы.

Один из путей решения данной проблемы-формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения литературе. Но в школьном курсе нет возможности уделить достаточно времени формированию у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому огромную важность приобретают вопросы разработки дополнительных курсов, во время изучения которых у обучающихся формируется творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Именно это обуславливает ведение факультативного курса « Сочинение – рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»

Специфика курса состоит в том, что он содержит методику подготовки к написанию сочинения в 11 классе., систематизирует теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

Новизна программы заключается в том, что она представляет систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся в рамках обучения написанию сочинения – рассуждения., в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике при написании сочинений

Особый акцент сделан на использование ИКТ , что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса

Цели прохождения данного курса:

Помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Задачи:

· Способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи:

· Научить уместному и умелому использованию языкового потенциала

· Систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений

· Развивать творческие способности

· Помочь учащимся максимально эффективно поготовиться к написанию сочинения

· Совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание

· Совершенствовать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

· Совершенствовать и развивать умение читать, понимать прочитанное, анализировать общее содержание текстов разнвх авторов

· Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое восприятие понимание поставленных в теме проблем, свои оценки фактов и явлений

· Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Результативность:

· Знать основные понятия теории сочинений разных жанров

· Уметь выбирать необходимый материал для работы над сочинением

· Обладать навыками работы со справочнымматериалом

· Обладать навыками обобщать. Сопоставлять. Сравнивать

· Владеть коммуникативными навыками

· Владеть языковым потенциалом, уметь использовать художественные средства языка

· Уметь писать сочинения разных жанров

· Оценивать сои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности

Программа рассчитана на 34 часа . в 10 классе . Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10 – 11 классах целесообразно осуществлять преподавание факультативного курса« Сочинение –рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»без домашнегозадания.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

· понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

· знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

· уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

· хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

· воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

· уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

· самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

Содержание программы

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ

Тематическое планирование курса

1. 2 часа Сочинение как текст. Основные требования , предъявляемые к сочинению на заданную тему Типы текста – типы сочинений. Сочинение - рассуждение. Текст Типы текста: повествование, описание, рассуждение Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы
2.   2 часа. Этапы предварительной работы при написании сочинения. Тема, идея, тезис, ключевые слова, теоретико-литературные понятия. Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений . Создание коллективного плана сочинения любого жанра,
3. 2 часа План и структура сочинения. Соотнесенность композиционных частей. Вступление, заключение, аргументация   Составление таблиц терминов, анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, составление плана сочинения, подбор фактического материала
4. 4 часа Практикум   Написание сочинения
5. 2 часа Анализ работ. Подтверждение основного тезиса. Аргументация. Индуктивный и дедуктивный методы доказательсв. Анализ сочинений, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение
6. 2 часа. . Работа с текстом художественного произведения при написании сочинения. Аргументация тезиса. Создание контекстного банка аргументов Практикум, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра
7. 2 часа. Влияние на текст сочинения используемых пособий и критических статей.   Практикум
8. 2 часа Редактирование текста сочинения с учетом критериев оценки в школе. Классификация ошибок. Устное сочинение по плану, анализ планов,
9. 4 часа.   Практикум.   Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами
10. 2 часа. Анализ работ Сочинение на тему нравственно-этического и философского характера.   Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения, анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода
11. 2 часа Сочинение логического характера. ( Характеристика, Сравнительная характеристика)   Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений, составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству писателя, двух писателей
12. 2 часа Сочинение в жанре литературно-критической статьи   Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий
13. 4 часа Практикум.   Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами
14. 2 часа Заключительное занятие    

Ожидаемые результаты:

Научить школьников:

· определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;

· определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

· излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

· логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

· передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

· выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации;

· определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;

· отбирать и систематизировать материал для сочинения;

· составлять простой и сложный план текста сочинения;

· отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;

· выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;

· совершенствовать написанный текст сочинения.

Литература

· Щербакова О. И.Виды сочинений по литературе. 10—11 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю). — ISBN 978-5-09-035839-2.

· Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. : Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзаменс «Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5.

· Подготовка и проведение итогового сочинения политературе.Метод. рекомендации для образоват.организаций. — М.: Просвещение, 2015. — 94 с. —ISBN 978-5-09-035697-8.

Интернет-ресурсы

· Газета «Русский язык и сайт дляучителя «Я иду на урок русского языка»http://rus.1september.ru

· Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/

· Культура письменной речи http://www.gramma.ru

· Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http//www.philolog/ru/dahl/

· Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

· Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

· Мир слова русского http://www/rusword.org

· Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook

· Российскоеобщество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

· Электронные пособия по русскому языку для школьниковhttp://learning-russian.gramota.ru

· Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru

Приложения

Вступление к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты зачинов Примеры Плюсы и минусы названного варианта
  1.Академический   «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»     Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости
  2. От «я»   «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»   Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции
  3. «Киношный»   «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»   Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции
  4. Дневниковый   «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»   Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу
  5. Цитатный   «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»   Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся - student2.ru

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

· мемуарный приём,

· монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,

· монтаж фактуальной информации,

· обращение к информационному запасу коммуниканта,

· обзор аспекта деятельности героя,

· обзорная характеристика предмета обсуждения,

· призыв к совоспоминаниям

· приглашение к диалогу,

· призыв к сопредставлению,

· призыв к сопереживанию,

· противопоставление,

· зачин-парадокс,

· подведение к теме,

· самохарактеристика,

· сопряжение фактов по контрасту,

· характеристика через впечатления современников,

· исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени

2. Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика Его характеристика Примеры
  1. Риторический вопрос   Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора   «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»
  2. Прямая связь   Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях   «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»
  3. Переход- соединение   Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…   «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
  4. Переход- противопоставление   Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…   «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»
  5. Внутренняя связь     Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла   «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:

заключение-вывод

заключение-следствие.

Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:

«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

4. Комплекты тем ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2014-2015 учебного года .

Разработала Н.А. Мокрышева при содействии Л.М.Бенделевой, О.Н. Беляевой, И.В. Мазаловой

  Блок 1. Лермонтов Блок 2. Война Блок 3 Человек и природа. Блок 4. Спор поколений Блок 5 Чем люди живы?
ТЕМА-ВОПРОС 1. Какова роль М.Ю.Лермонтова в истории русской культуры? 2. "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? 3. В чем «странность» любви лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова к Родине? 4. В чем своеобразие любовной темы в лирике М.Ю.Лермонтова? 5. Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике М.Ю.Лермонтова? 6. Лирика М.Ю.Лермонтова непонятна современному читателю. Так ли это? 7. Кто он, «герой нашего времени»? 1.Почему в годы войны дети рано взрослели? 2.Какова роль русской женщины в Великой Отечественной войне? 3. Есть ли на войне место милосердию, человечности ? 4.Почему нужно сохранять память о защитниках Отечества, погибших во время ВОВ? 5.В чем трагизм и величие солдатской судьбы? 6.Как меняется мироощущение человека на войне? 7. В чем черпали люди нравственные силы в годы ВОВ? 8.Каково значение простых человеческих ценностей на войне? 9.Почему ценность жизни особенно остро ощущается на войне? 10.Как соотносятся понятия “любовь” и “война”? 11.Русский характер... Как проявлялся дух нашего народа перед лицом суровых военных испытаний? 12.Какова цена победы в ВОВ? 13.О каких уроках ВОВ необходимо знать и помнить человечеству? 14.По ком звонит колокол? 15.В чём причина массового героизма во время ВОВ - страх перед системой или патриотизм?     1.Человек - царь природы? 2.Природа - храм или мастерская? 3.Способна ли природа изменить человека, сделать его лучше? 4.Почему человек терпит поражение перед силами природы? 5. Каковы последствия бездумного, потребительского отношения человека к миру природы? 6. Как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы? 7. Как природа воздействует на душу человека? 8.Чему учит человека природа? 9.Почему важно бережно относиться к природе? 10.Как научить человека видеть прекрасное в природе?   1. На чем должны строиться взаимоотношения в семье? 2.Как преодолеть недопонимание, которое порой возникает во взаимоотношениях родителей и детей? 3.Каково значение дома и семьи в жизни ребенка? 4.Почему страдают дети? 5.Какой должна быть семья? 6.Почему нельзя забывать отчий дом? 7.Чем опасно отсутствие взаимопонимания между поколениями? 8.Как молодое поколение должно относиться к опыту старших? 9.Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей? 10.Конфликт отцов и детей неизбежен? 11.Что значит стать взрослым? 12.Любовь и уважение к родителям есть чувство святое?   1. Какие люди становятся легкой добычей зла? 2. Почему любовь оказывается сильнее смерти? 3. Какого человека можно назвать настоящим героем? 4.Какие качества позволяют человеку противостоять судьбе? 5.Деньги правят миром? 6.Что значит жить по совести? 7. Что определяет нравственный выбор человека? 8.В чем проявляется сила и слабость человека? 9.Способно ли благородство противостоять злу? 10.В чем состоит настоящее счастье? 11.Каким должен быть настоящий друг? 12.Какие уроки доброты, милосердия преподносит нам жизнь? 13. Какое значение имеет для человека чувство собственного достоинства? 14.Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей? 15. В чем заключается истинная красота человека? 16. Цель оправдывает средства? 17.Какие жизненные цели помогают человеку прожить свою жизнь достойно? 18.Чем страшно равнодушие? 19.Каковы истоки истинного патриотизма? 20.Есть ли смысл в самопожертвовании? 21.Зачем человек трудится? 22.Возможно ли счастье любой ценой? 23.Герой - это звучит громко? 24. Добро должно быть с кулаками? 25.Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие...Атавизмы?226.Что может помочь людям обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации?
ТЕМА- СУЖДЕНИЕ 1.“Помнит вся Россия про день Бородина…” 2. Мастерство Лермонтова в раскрытии “истории души челевеческой” 3.Исповедь как средство самохарактеристики героя в творчестве М.Ю.Лермонтова. 4. “Нет,я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник…” 5. Мастерство Лермонтова в создании характера героя. 6.Прошлое, настоящее и будущее на страницах произведений М.Ю. Лермонтова   1. Война - преступление против человечности. 2. Детство, опаленное войной. 3. “У войны не женское лицо” 4. Велик и бессмертен твой подвиг, народ. 5. Война - совсем не фейерверк… 6.Война как испытание душевных качеств человека. 7.”Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас”     1.”Человек, хоть будь он трижды гением, остаётся мыслящим растением…” 2.”Мы в ответе за тех, кого приручили.” 3.”Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик…” 4. Человек и природа - единое целое. 5.Любовь к природе - любовь к Родине. 6.Животные - наши верные друзья и помощники. 7.Ответственность человека перед природой. 8. «Пойми язык живой природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). 9.«Хорош божий свет. Одно только нехорошо - мы» (А.П. Чехов). 10.Природа - мудрый учитель. 1.Одиночество в кругу семьи. 2. Утрата связи поколений - путь к нравственному падению общества. 3. «Воспитание — великое дело: им решается участь человека…» (В.Г. Белинский). 1.Нравственная сила добра. 2.Истинный и ложный героизм. 3.Друг познается в беде. 4.“Высший суд - суд совести” (В.Гюго) 5.Возвышающая сила любви. 6."Чтобы поверить в добро, надо начать делать его"(Л. Н. Толстой) 7."Без великодушных идей человечество жить не может" (Ф.М. Достоевский) 8."Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал". (Н.А.Добролюбов) 9."Счастье и радость в жизни в правде…” (А.П. Чехов) 10."Патриотизм состоит не в пышных возгласах…" (В.Г. Белинский) 11.«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М. Достоевский) 12.«Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский). 13.«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой). 14.«Честь нельзя отнять, ее можно потерять…» (А.П. Чехов). 15."Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство" (Б.Окуджава). 16.“Надо жить, надо любить, надо верить…” (Л.Н.Толстой)  
ТЕМА- ПОНЯТИЕ 1. Художественное своеобразие лирики Лермонтова. 2. Человек и природа в лирике Лермонтова. 3. Читая Лермонтова… 4. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5. Высший свет в изображении Лермонтова 6.Гражданские мотивы в лирике Лермонтова. 7.Тема любви в лирике Лермонтова 8.Мятежный дух лирики Лермонтова 9.Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 10. Тема родины в творчестве Лермонтова 11.Тема Кавказа в творчестве Лермонтова 12.Образ сильной личности в творчестве Лермонтова 13.Народно-поэтические мотивы в лирике Лермонтова.   1. Дети войны. 2. Война без прикрас 3. Война - трагедия народа. 4. Женщина и война. 5. Нравственные истоки подвига человека на войне. 6.Русский характер в произведениях о ВОВ. 7.Обыкновенный фашизм. 8.Война и материнство. 9.Эхо войны.     1.Постижение прекрасного в природе. 2.Природа и научно-технический прогресс. 1.Мир глазами ребенка. 2.Семья в современном мире. 3.Роль семьи в формировании личности. 4.Роль семьи в определении подростком своего места в обществе. 5.Роль детства в жизни человека. 6.Одинокая старость. 1.Человек в поисках счастья 2.Человек в поисках смысла жизни. 3.Русский национальный характер. 4.Природа предательства. 5.Испытания совестью. 6.Конфликт чувства и долга.    

Классификация тем взята из сборника И.К. Сушилиной, Т.А. Щепаковой “Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению)”. МГУ, 2001г.

Наши рекомендации