Расчет значений моды и медианы ряда распределения
Задание 1. Исследование структуры изучаемой статистической совокупности.
Исходные данные:
При N=i*к*l= 16*66*2=2112
Таблица 1.1
Исходные данные задания
№ предприятия п/п | Выручка от продажи продукции, млн руб. | Прибыль от продажи продукции, млн руб. | № предприятия п/п | Выручка от продажи продукции, млн руб. | Прибыль от продажи продукции, млн руб. |
По исходным данным таблицы 1.1:
1) постройте статистический интервальный ряд распределения предприятий по признаку «Выручка от продажи продукции», образовав пять групп с равными интервалами;
2) рассчитайте значения моды и медианы полученного интервального ряда распределения;
3) рассчитайте следующие статистические характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, представив расчеты в табличном виде.
Сделайте выводы по результатам выполнения пунктов 1 - 3.
Построение интервального ряда распределения
Расчет величины h и границ интервалов ряда:
= млн руб.
( – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k-число групп интервального ряда).
Границы интервалов ряда распределения приведены в табл.1.2.
Таблица 1.2
Границы интервалов ряда распределения
Номер группы | Нижняя граница, млн руб. | Верхняя граница, млн руб. |
Интервальный ряд распределения предприятий по величине выручки от продажи продукции представлен в виде табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Распределение предприятий по размеру
Выручки от продажи продукции
Номер группы | Группы предприятий по размеру выручки от продажи продукции, млн руб., х | Число предприятий, ед. f | Число предприятий, % | Накопленная частота, Sj |
2282-2306 | 26,7 | |||
2306-2330 | 46,7 | |||
2330-2354 | 13,3 | |||
2354-2378 | 10,0 | |||
2378-2402 | 3,3 | |||
Итого | 100,0 | - |
Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности предприятий показывает, что распределение предприятий по размеру выручки от продажи продукции не является равномерным: преобладают предприятия с размером выручки от 2306 млн руб. до 2330 млн руб. (это 14 предприятий, доля которых составляет 46,7 %); 22 предприятия имеют размер выручки не более 2330 млн руб., а 26 - не более 2354 млн руб.
Расчет значений моды и медианы ряда распределения
Формула расчета моды:
где хМo – нижняя граница модального интервала,
h–величина модального интервала,
fMo – частота модального интервала,
fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,
fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.
Расчет значения моды:
млн руб.
Вывод. Для рассматриваемой совокупности предприятий наиболее распространенный размер выручки от продажи продукции характеризуется средней величиной 2315,0 млн руб.
Формула расчета медианы:
,
где хМе– нижняя граница медианного интервала,
h – величина медианного интервала,
– сумма всех частот,
fМе – частота медианного интервала,
SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
Медианным интервалом является интервал 194-218 млн руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj =22 ед. впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности ( = ).
Расчет значения медианы:
млн руб.
Вывод. В рассматриваемой совокупности предприятий половина предприятий имеют в среднем размер выручки от продажи продукции не более 2318 млн руб., а другая половина – не менее 2318 млн руб.