Реализация поставленной задачи
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
(Обязательно выполнить рассмотренный пример)
Тема: Основы работы в MS Excel
Цель работы: Знакомство с приложением MS Excel. Приобретение элементарных навыков работы в среде пакета. Ввод и редактирования данных.
(Общие сведения по MS Excel изложены в документе «Ликбез», который находится в той же папке, что и эта ЛР).
Рассмотрим работу в среде пакета на конкретном примере.
ПРИМЕР 1.1.
- Ввести данные указанные в таблице на первый рабочий лист.
I | II | III | |
a | 5,4 | 1,9 | 1,7 |
b | |||
c | 4,2 | 15,1 | 3,72 |
m | 0,35 | 0,36 | 0,73 |
n | 23,73 | 14,78 | 11,23 |
- Добавить заголовок, расположив его по центру таблицы, шапку таблицы набрать полужирным шрифтом, первый столбец - курсивом. Шапку и первый столбец выполнить в цвете (шрифт и фон). Оформить таблицу с помощью обрамления.
- Переименовать лист книги по смыслу введенной информации.
- Скопировать таблицу на второй лист книги, дальнейшие действия выполнять на втором листе книги.
- Выполнить вычисления по формуле:
- Используя "Мастер функций" вычислить сумму и среднее арифметическое для трех наборов данных.
- Увеличить размер шрифта в полученных результатах вычислений.
- Сохранить файл в своей папке.
Реализация поставленной задачи
Введем исходные данные на первый рабочий лист MS Excel. Для этого в ячейки A2, A3, A4, A5 и A6 введем имена переменных: a, b, c, n и m. В ячейки B1, С1 и D1 введем номера наборов данных: I, II, III. Затем заполним ячейки B2:D6 в соответствии с заданной таблицей. В ячейки A7, A8, A9 введем название трех переменных, которые будем вычислять. Фрагмент рабочего листа MS Excel будет иметь вид, изображенный на рис. 1.1. Рис. 1.1.
Для того чтобы можно было добавить к полученной таблице заголовок, необходимо вначале добавить пустую строку. Установим курсор в ячейку А1 и выполним команду контекстного меню Вставить…, выполнение которой влечет за собой появление окна изображенного на рис.2.1.
Рис. 1.2 |
Выбираем «строку» и клавиша «ОК».
Введем фразу "Лабораторная работа" в ячейку А1, которая теперь свободна, т.к. вся таблица сместилась вниз на одну строку. Для оформления заголовка выделим ячейки А1:D1 (см. рис.1.3). Затем выполним команду Формат Ячейки Выравнивание и установим опции "Объединение ячеек" и "По центру", либо воспользоваться соответствующими кнопками на панели инструментов ,
Рис. 1.3 |
Для обрамления таблицы необходимо выделить всю таблицу и в контекстном меню выбрать пункт Формат ячеек…, а в открывшемся диалоговом окне вкладку Граница, либо воспользоваться кнопкой "Границы" на панели инструментов.
Изменение шрифта осуществляется с помощью пункта меню Формат Ячейки… Шрифт, либо с помощью кнопок "Полужирный", "Курсив", "Подчеркивание" на панели инструментов .
Изменение цвета шрифта и фона выполняется с помощью пункта меню Формат Ячейки… Шрифт, Формат Ячейки… Вид, либо с помощью кнопок "Цвет заливки", "Цвет шрифта" на панели инструментов .
Изменение типа, фона и цвета шрифта происходит в текущей ячейке или в выделенной области. Например, в нашем случае, для изменения типа шрифта необходимо выделить диапазон A1:D2 и воспользоваться кнопкой "Полужирный", затем выделить диапазон А3:А7 и нажать кнопку "Курсив".
Переименовать лист можно несколькими способами:
- щелкнуть правой клавишей мыши на ярлыке листа, в появившемся контекстном меню выбрать пунктПереименоватьи дать новое имя;
- щелкнуть дважды левой клавишей мыши на ярлыке листа.
Копирование (перенос) таблицы на активный, или любой другой лист данной рабочей книги, можно выполнить несколькими способами, предварительно выделив необходимый диапазон ячеек (в нашем случае это А1:D10)/
- с помощью одновременного нажатия клавиш «Ctrl» и «C»
- с помощью пункта контекстного меню Копировать (Вырезать)
- воспользовавшись кнопкой "Копировать" ("Вырезать" ) на панели инструментов
Затем необходимо установить курсор в ячейку, в которой будет находиться левый верхний угол копируемой (перемещаемой) области и выполнить одну из команд:
- с помощью одновременного нажатия клавиш «Ctrl» и «V»
- пункт контекстного меню Вставить
- воспользоваться кнопкой "Вставить" на панели инструментов.
Для нашего примера последовательность действий будет выглядеть следующим образом:
- выделим область А1:D7;
- выполним команду Копировать(применяя один из способов копирования;)
- перейдем на Лист 2, щелкнув по ярлыку листа левой кнопкой мыши;
- установим курсор в ячейку А1 на Листе 2;
- выполним команду Вставить (применяя один из способов вставки.)
Все вычисления будем проводить на Листе № 2.
Чтобы вычислить значения F, S и SR для первого набора данных в столбце B, введем следующие формулы:
вячейкеВ8 =ABS(COS(ПИ()/3)*(B3-B4)*B6^2)/(B5-КОРЕНЬ(B7))), для вычисления значения F по заданной формуле;
вячейкеВ9 =СУММ(B3:B7), для вычисления сумы значений первого набора данных;
вячейкеВ10=СРЗНАЧ(B3:B7), для вычисления среднего значения первого набора данных;
Рис.1.4 |
Вычисление значений F, S и SR для двух других наборов данных произойдет автоматически, если формулы из ячеек В8, В9 и В10 скопировать в следующие по строке ячейки. Сделать это можно при помощи маркера автозаполнения - черная точка в нижнем правом углу ячейки. Например, для копирования формулы из ячейки В8, ее необходимо выделить, затем установить курсор в маркер автозаполнения (добиться того, чтобы он принял вид черного крестика) и удерживая левую кнопку мыши заполнить необходимый диапазон, в нашем случае это ячейки С8 иD8 . Копирование формул из ячеек В9 и В10 происходит аналогично (см. рис.1.4). Если формулы введены и скопированы правильно, та результат будет следующий:
Для того чтобы изменить размер шрифта можно воспользоваться командой главного меню Формат Ячейки… Шрифт, командой контекстного меню Формат ячейки… Шрифтили соответствующей кнопкой на панели инструментов . В нашем случае необходимо выделить диапазон А8:D10, выполнить одну из перечисленных выше команд и установить необходимый размер шрифта.
Сохранить созданный файл можно нескольким способами:
- при помощи команды главного меню Файл Сохранить;
- при помощи команды контекстного меню Сохранить;
- при помощи соответствующей кнопки на панели инструментов .
Если файл сохраняется впервые, то на экране появится диалоговое окно, в котором пользователю будет предложено указать имя, под которым будет храниться файл. При всех последующих сохранениях, в файл вносятся соответствующие изменения, и он сохраняется под тем же именем. (ВСЕ работы сохраняйте только в СВОИХ папках в сетевом окружении).Для того, чтобы открыть уже созданный файл, можно использовать один из следующих способов:
- выполнить команду главного меню Файл Открыть;
- выполнить команду контекстного меню Открыть;
- использовать соответствующую кнопку на панели инструментов .
Выполнение одной из этих команд приведет к появлению диалогового окна, в котором можно будет указать или выбрать из списка имя необходимого файла.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ (требования для всех вариантов)