Исходя из поставленной задачи

В качестве основных можно выделить три вида психологического исследования: теоретическое, эмпи­рическое, прикладное. Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от гре­ческого слова «empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения: 1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществляемое в обычных, естественных услови­ях, в отличие от эксперимента.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сто­рону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследо­вании выделять, прежде всего, продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпиричес­кое можно с еще большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или отбора уже имеющихся психолог должен определить исследо­вательскую парадигму и теоретический базис своей работы. Этот этап ра­боты является теоретическим.

С другой стороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более достоверные и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения. Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмот­рим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.

Основные этапы психологического исследования.Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги.

1) Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. По­строение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор ме­тодов и методик.

4) Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследова­нии: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5) Обработка данных.

6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результа­тов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теория­ми. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выво­дов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими си­лами и не только).

Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма ус­ловно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом воз­можностей и ограничений последующих.

Вопрос 2

Инструкция как ключевой момент и

Залог успеха психодиагностического обследования.

Формулирование грамотной и оптимальной инструкции часто напрямую зависит от грамотного определения задач психодиагностического исследования.

Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на ко­торые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обу­словлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахож­дение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в ва­шем описании как изолированное от других психических явлений или как бес­структурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, кото­рые позволят определить место изучаемого явления в психике - его взаимо­связи с другими психическими явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выде­лить ближайшие уровни психики и детерминанты изучаемого феномена, име­ющиеся на этих уровнях; уточнить внутреннее строение явления (его компо­ненты, частные феномены, отдельные характеристики и др.).

Для будущего читателя вашей работы, скорее всего, важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредований и взаимосвязей, в которую они включены. В опре­делении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленных взаимосвязей без про­яснения ближайших снижает ценность работы.

Вопрос 3

Процедура тестирования.

Алгоритм действий психодиагноста

Наши рекомендации