Образовательные технологии. В рамках реализации лекционного курса используются такие образовательные технологии, как лекция- визуализация
В рамках реализации лекционного курса используются такие образовательные технологии, как лекция- визуализация, лекция- беседа, интерактивная слайд-лекция.
Лекция–беседа к качестве основной образовательной технологии применяется при изучении двух первых разделов: «История становления пресс-служб в России», «Регулирование деятельности специалистов пресс-службы: законодательные, правовые и этические аспекты». Интерактивная слайд-лекция используется при изучении разделов курса «Структура и принципы организации современной пресс-службы на предприятии» (3-ья тема), «Формы, методы и практика работы современной пресс-службы на предприятии» (4-ая тема), «Менеджмент новостей и информационное управление репутацией (имиджем предприятия)» (5-ая тема), «Виды специальных мероприятий в работе пресс-служб» (9-ая тема). Лекция визуализация в качестве основной образовательной технологии используется при изучении разделов «Виды средств массовой коммуникации, используемых в деятельности пресс-служб» (6-ая тема), «Виды рабочих документов в работе пресс-служб» (7-ая тема), «Медиатекст» (8-ая тема).
На практических занятиях при анализе самостоятельно выполненной практической работы используются такие технологии, как мозговой штурм и групповая дискуссия. Одно из практических занятий «Виды специальных мероприятий в деятельности пресс-службы» проводится в форме деловой игры – организация и проведение пресс-конференции на заданную тему.
При планировании образовательных технологий для использования в реализации дисциплины «Организация работы пресс-службы на предприятии» исходим из следующего понимания.
Лекция - визуализация
Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические, – каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
Лекция-беседа
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия студенты чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную информацию.
Интерактивная слайд-лекция - форма реализации лекции, при которой «живая» речь лектора дополняется видеоматериалами, визуализированными на экране с помощью видеопроектора, управляемого компьютером. В лекции используются наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, ранжированных рядов, фото, видео-слайдов и т.п. Используя программное приложение MS Office «Power Point», преподаватель получает возможность быстрого доступа к необходимой информации, осуществление просмотра в необходимом на данный момент режиме – ускорения его, или, наоборот, замедления; «заглянуть вперед» или вернуться назад. Возможность вернуться к просмотренному слайду и дать дополнительные пояснения помогают осознать учебный материал.
Изображения – это лишь один из инструментов передачи информации. Во время проведения слайд - лекции студент воспринимает информацию одновременно при помощи зрительного и слухового анализаторов. Такое сочетание получаемой информации создают благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Групповая дискуссия — используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса путем разрядки межличностной напряженности; определениям мотивации участия и побуждения каждого присутствующего к детальному выражению мыслей; возрождения ассоциаций, ранее скрытых в подсознании человека; стимуляции участников; оказание помощи в высказывании того, что участники не могут сформулировать в обычной обстановке; корректировки самооценки участников и содействия росту их самосознания.
Групповая дискуссия включает четыре этапа:
— контакт — знакомство, установление взаимоотношений и доброжелательной атмосферы;
— ориентировка в проблеме — создание рабочего напряжения, настрой на групповое решение, знакомство с проблемой;
— поиск решения — высокий уровень мотивации и активности, групповое единство, удержание в рамках проблемы;
— нахождение и формулировка решения — сбор мнений, выявление противоположных блоков, формирование поэтапного решения, осознание вклада каждого участника, выявление и преодоление трудностей, контроль корректности формулировок, появление новых идей, пошаговое обобщение и коррекция, выделение узловых моментов, принятие решения.
«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.
Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма на занятиях со студентами является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей.
Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.
Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды.
Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован в процессе обучения студентов, в том числе не только для стимулирования учебной активности обучающихся, но и для улучшения морального климата в студенческой группе.
Деловые игры - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловых игр представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре создается особый эмоциональный настрой игроков, который способствует активизации процесса обучения (согласно исследованиям, участниками деловых игр усваивается около 90 процентов информации). Деловые игры требуют от студентов теоретической подготовки в области изучаемой дисциплины.