Развитие науки об организации производства в России
Становление науки об организации производства в России началось в 70-е годы 19 века, когда в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) была разработана методика рационализации трудо-вых процессов, награжденная «медалью преуспеяния» на Всемирной торго-вой выставке в Вене в 1873 г. Уже в 1904 г. в том же МВТУ (см. выше) впер-вые в мире стал преподаваться учебный курс «Организация и оборудование механических заводов». В 1911 г. профессор этого училища Н.Ф. Чарновский издал книгу «Организация промышленных предприятий по производству ме-таллов», которая стала первым учебным пособием по организации произ-водства. В 1911–1912 гг. профессор Петербургского политехнического инс-титута И.А. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяй-ством». Им же была создана лаборатория по исследованию трудовых процес-сов и составлению методик нормирования труда. Аналогичные разработки осуществляли М.С. Уваров, Ф.Ф. Эрисман, В.М. Бехтерев и др.
К числу основателей российской школы организации производства сле-дует отнести польского инженера и исследователя Кароля Адамецки (1866–1933), работавшего в конце 19 – начале 20 века на металлургических заводах юга Украины. Теоретические и практические разработки Адамецки во мно-гом предвосхитили будущие достижения науки об организации производс-тва. Так, созданный им в начале 20 века прибор, получивший название «гар-монограф» позволял строить сетевые графики конкретных технологических процессов и выявлять места, где теряется рабочее время из-за несогласован-ности (нарушения гармонии, отсюда название прибора) времени смежных операций. По сути, этот прибор – средство оценки и повышения степени про-порциональности производственного процесса (см. тему 4). Использование гармонографа для анализа работы прокатного производства на заводах Лу-ганска позволило увеличить суточную выработку вчетверо. После реоргани-зации по предложениям Адамецки производства крюков на вагоностроитель-ном заводе этих крюков за смену стали делать по 70 штук вместо 15. Доба-вим так же, что в США подобные методики были созданы лишь в конце 50-х годов, как сетевые диаграммы PERT (Program (Project) Evaluation and Review Technique).
В дореволюционной России велась работа по пропаганде идей Ф.У. Тейлора и их адаптации к российским условиям. Преподаватель все того же МВТУ В.Г. Поляков изучал систему Тейлора во время специальной коман-дировки в США. В брошюре под названием «Настоящее положение вопроса о применении системы Тейлора», изданной в 1914 г., он подробно рассматри-вает идеи американских рационализаторов в области организации труда и производства и с позиций представителя промышленных кругов рекомендует их внедрение в российскую практику.
В послереволюционной России теория и практика организации произ-водства наиболее интенсивно развивались в 30-е годы. В этот период О.А. Ерманским (1866–1939) был сформулирован закон организации труда и уп-равления, который гласил, что арифметическая сумма факторов производства не равна результату его работы, и что эффективность деятельности производ-ственной системы только тогда больше суммы составляющих её веществен-ных и личных элементов, когда эти элементы (факторы производства – ра-бочая сила, орудия и предметы труда) гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии, один из базовых законов школы науки управления 60-х годов (см. раздел 7.1).
Директор Центрального института труда (ЦИТ) страны А.К. Гастев(1882–1939) разработал и внедрил новую методику производственного обу-чения, которая превзошла методику Тейлора. В 1931 г. в Москве устроили публичное соревнование – кто больше уложит кирпичей, пользуясь различ-ными способами организации труда. Высшим достижением тейлоризма тогда считалась методика Фрэнка Джилбретта, позволявшая выкладывать 350 кир-пичей в час (см. выше). При помощи традиционного русского способа, т.е. не пользуясь никакой наукой, рабочий выложил тогда 327 кирпичей, при помо-щи методики Джилбретта – 452 кирпича, а по методике ЦИТа – 907. Спод-вижник Тейлора и один из отцов современного американского трудоведения Ф. Джилбретт признал поражение и сказал тогда, что «русские глубже нас входят в научную организацию труда». Смелость и новаторство методики Гастева отмечали и немецкие специалисты.
Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930 – 1934-е годы, когда количество предприятий, которые он обслуживал, превысило 400. Число подготовленных на его базе квалифицированных рабочих перева-лило за полмиллиона, а количество профессий, по которым готовились кад-ры, достигло 200. В разных районах страны действовало 1700 учебных пунк-тов и работало 2 тыс. квалифицированнейших инструкторов ЦИТа. Кадры готовились для всех ведущих отраслей народного хозяйства – машиностро-ения, металлургии, строительства, легкой и лесной промышленности, желез-нодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства и даже во-енно-морского флота. Ни одна из тогдашних систем подготовки рабочей си-лы не имела таких масштабов, качества и темпов.
К фундаментальным работам данного периода можно отнести книгу под редакцией Б.Я. Каценбогена и Д.Т. Тобиаса «Методика расчета серий-ного производства», книгу П.В. Крепыша «Структура и расчет деятельности производственного цикла», книгу С.А. Думлера «Основы расчета величины наивыгодной партии», а также первый советский учебник 1937 г. по органи-зации производства под редакцией того же Б.Я. Каценбогена.
Однако в 1937–1938 гг. теоретическая работа в области организации производства практически полностью прекратилась – были репрессированы ученые и специалисты (в частности, расстреляны О.А. Ерманский и А.К. Гас-тев), перестали выходить профильные научные журналы, закрыты научные институты, в том числе и ЦИТ. Только в период Великой Отечественной вой-ны, когда перед промышленностью страны встала задача обеспечить фронт необходимым количеством вооружения, снова были востребованы разработ-ки ученых – организаторов производства. Тем не менее, восстанавливать советскую научную школу организации производства в 60-е годы пришлось практически с нуля. Подтверждением ситуации значительного отставания на-шей страны в этой области может служить тот факт, что за весь послевоен-ный период вплоть до наших дней значимым результатом этой, ныне россий-ской школы могут считаться лишь принципы групповых методов обработки профессора С.П. Митрофанова, за которые ему в 1966 г. была присуждена Ленинская премия. Эти принципы получили распространение во всем мире, открыли широкие возможности не только для автоматизации производст-венных процессов, но и для использования высокоэффективных многопред-метных поточных линий в серийном и мелкосерийном производстве. При этом сократились сроки технологической подготовки производства новой продукции.