Развитие гигиенической науки в 19 веке. Виднейшие представители гигиенической науки в России.

Особенно интенсивно гигиеническая наука стала развиваться в 19 веке.

Развитию гигиены в этот период способствовали крупные открытия есте­ственных наук, рост промышленности и городов и, конечно, деятельность выдающихся ученых-гигиенистов.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник по гигиене. В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь­ной гигиене.

Джон Саймон.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном здравии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо­ровья. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени особой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии.

Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте­лей санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со­трудниками он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд.

Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью изучения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя­ние промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, жилищные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская смертность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш­ленном производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз­витию экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не­мецкий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Макс Петтенкофер.

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер приступил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед­ры, которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси­тете.

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­строен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч­реждений такого рода и явился центром развития гигиенической науки.

Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре­менной научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила почти исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, пропагандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления личной жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как наука об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и укрепления.

Макс Петтенкофер первым применил точные методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения. При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами исследования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв гигиену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доб­рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углеки­слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представлял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его труды по школьной, профессиональной гигиене, гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Онсоздал большую школу гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в Женском медицинском институте с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский периодогромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин,Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.

3. Гигиена умственного труда. Профилактические меры

Физиология труда, содержание, цели, задачи.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов и явлений природы для удовлетворения его материальных или духовных потребностей.

Труд с одной стороны является социальным процессом, а с другой -физиологическим (психофизиологическим).

Гигиена труда - это наука, изучающая взаимосвязь между условия­ми, процессом труда и здоровьем человека, разрабатывающая научные основы, а также практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, предупреждению заболеваний и иных отрицательных последствий, связанных с производственной деятельностью.

Разделом гигиены трупа является физиология труда.

Физиология труда - это наука, изучающая изменение функциональ­ного состояния организма человека в связи с трудовым процессом.

На основании обнаруженных в организме изменений в процессе тру­довой деятельности разрабатываются мероприятия по:

· Нормализации физиологических функций

· Предупреждению утомления

· Повышению работоспособности

Любой труд имеет две составляющих в отношении организма:

1. Деятельность ЦНС

2. Мышечная деятельность

В основе трудового процесса лежит как рефлекторная деятельность так и деятельность функциональных систем.

Основу труда составляет комплекс условных и безусловных рефлек­сов, таким образом к трудовому процессу вполне применима теория условных рефлексов И. П. Павлова. При тренировке полезные рефлексы закрепляются, а бесполезные уничтожаются, вырабатывается динамиче­ский стереотип. Динамический стереотип - это сложная уравновешен­ная система всех внутренних процессов и внешних действий, которая легко воспроизводится при воспроизведении условий, ее вызывающих и позволяет выполнять работу максимально экономично с точки зрения затрат как физической, так и психической энергии.

Наряду с теорией Павлова имеется теория функциональных систем Анохина, согласно которой существуют функциональные системы, осуще­ствляющие деятельность по типу саморегуляции.

При физической нагрузке наблюдаются изменения со стороны раз­личных систем организма:

· Сердечно-сосудистая система - увеличение МОК, ЧСС, ударного
объема, повышение артериального давления (систолического и пуль­сового) и др.

· Дыхательная система - увеличение легочной вентиляции, глубины и частоты дыхания и тд.

· Система крови - увеличение числа эритроцитов и лейкоцитов, повы­шение вязкости крови, накопление молочной кислоты, снижение кон­центрации глюкозы и др.

Физиологические особенности умственного и фи­зического труда. Методы исследования.

Труд условно делится на физический и умственный.

В физическом труде преобладает мышечный компонент, а психи­ческий относительно мал. Мышечная деятельность характеризуется со­кращением и расслаблением работающих мышц, образованием тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интен­сивнее работа, чем больше групп мышц в ней участвует, тем выше энер­готраты. При физической работе усиливается кровообращение и дыхание, развивается ацидоз, повышается осмотическое давление и температура тела. При тяжелом физическом труде возможно нарушение соотношения между потребностью в кислороде и его фактическим потреблением. В результате этого возникает кислородное голодание, и в организме скап­ливаются недоокисленные продукты распада.

При умственном труде преобладает психический компонент, а мышечный относительно мал. Соответственно энергозатраты при умст­венном труде ниже, чем при физической работе. Повышение основного обмена не превышает 10-15%, незначительны и непостоянны изменения в крови.

Методы исследования.

Наши рекомендации