VI. Подведение итогов. Рефлексия
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 24.
Тема: Согласные звуки[з], [з'], буквы З, з (с. 80, 81)
Цели:
· знакомить с буквами З, з, обозначающими согласные звуки [з], [з'] ;
· развивать фонематический слух детей; расширять их словарный запас;
· воспитывать любознательность.
Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, сказочный домик, картинки с изображением учеников «Лесной школы»: слон, белка, волк, касса букв, лента букв, веер гласных, картинки: зайка, зебра, слоговые таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие ребят)
Подготовка и организация рабочего места.
II. Повторение
- Как называются звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту ничего не мешает?
- Как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка?
- Назовите букву (на доске напечатаны а, о, н, и, ы, у), которая обозначает два звука? (ЭН).
- Какие у нее звуки? ([н], [н']) Приведите примеры слов, которые начинаются с данных звуков (букв). С каким звуком (буквой) это невозможно сделать? (с ы) Какой из слогов в таблице — на, но, ни, ну, ны — может быть самостоятельным словом в предложении? Докажите.
III. Сообщение темы урока
IV. Изучение новой темы:
1. Выделение звуков [з], [з'] из слов зайка, зебра.
Характеристика новых звуков.
3. Игра «Любопытный». На все вопросы учителя ребенок отвечает словами, в которых есть звуки [з], [з'].
— Как тебя зовут?
— Зоя (Захар).
— А фамилия?
— Зайко.
— Какой цветок ты любишь больше всего?
— Львиный зев.
— А дерево?
— Березу.
— А ягоды?
— Землянику.
— Какие сказки ты знаешь?
— «Коза-дереза», «Заяц-хвастун», «Золушка».
— Какое животное ты умеешь рисовать?
— Зубра.
— А лепить?
— Обезьяну.
Знакомство с буквами 3, з. Их графический анализ.
«3» не просто завитушка.
3 — пружинка, крендель, стружка.
В. Степанов
Физкультминутка «Каравай»
5. Чтение слогов с буквой з. Работа по слоговой таблице. Упражнения «Электричка», «Башня», «Скочки на кочку».
6. Составление слов: зима, узоры, ваза, кукуруза, зерно, звук, звон,зонт.
7. Отгадывание загадки и составление отгаданного слова из разрезной азбуки:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима).
В слове зима переставляются слоги, получается новое слово мази.
Можно использовать четверостишие:
Отморозил серый щеки,
Спрашивает у сороки:
— Нет ли мази-мази-мази?
У-у-у...
Зима-зима-зима!
На общеклассном наборном полотне составляется слово розы, затем оно преобразуется в слово морозы. Слово козы превращается в стрекозы, а звон в трезвон.
Чтение слов на с. 80.
В задании повышенной трудности дети находят ошибку. На рисунке видно, что у девочки (Розы) три цветка (розы): У Розы три розы.
Физкультминутка «Зимой»
Составление рассказа по картинке
Дети рассматривают иллюстрацию. Подготовленный ученик (учитель) рассказывает:
— Скоро новогодний праздник. Лиза с Зиной украсили елку. Какая она стала веселая, нарядная! На верхушке елки сияет звезда. По зеленым веткам струится золотистый дождик. Горят-переливаются разноцветные фонарики. А сколько на елке забавных зверушек! Зайчишка, зубренок, козлята, зебра, озорная обезьянка с зонтиком... Любуются девочки елкой, ничего вокруг не замечают... Темнеет. Зина подошла к окну и не узнала его: все стекла разрисованы причудливыми узорами...
Чтение текста в букваре
Предлагаю детям про себя прочитать по букварю продолжение рассказа, подготовиться к ответу на вопросы: какие узоры на окне? Кто их нарисовал? Текст несколько раз прочитывается вслух.
V. Закрепление изученного
1. Стихотворение-загадка А. Шибаева:
— Сердит!.. — закрыв лицо рукой,
Сказал прохожий глухо.
— Ударил как!.. — ворчал другой,
Поглаживая ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой,
В платок упрятав нос. Она сказала:
— Ишь какой,
Кусается, как пес...
И я скорей лицо прикрыл
Воротником пальто:
В тот день и впрямь сердитый был...
Вы догадались — кто?
2. Игра «Мы — поэты»
Ученики составляют предложения, употребляя глаголы в переносном значении.
Материал для игры: время (идет, бежит, летит), зима (спешит, хлопочет), праздник (приближается), елка (нарядилась), звезда (горит), сердце (поет, разуется), мороз (трещит, крепчает, ударил, упал).
3. Разучивание скороговорки:
«Зимним утром от мороза на заре звенят березы».
VI. Подведение итогов. Рефлексия