Проблемы развития и реализации
федеральной целевой программы «Электронная Россия»
Фофанов Илья Сергеевич
Всероссийская государственная налоговая академия
Министерства финансов Российской Федерации,
Аспирант, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы развития и реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Ключевые слова: электронная Россия, электронное правительство.
Main problems of development and realization of the
federal target program «Electronic Russia»
Fofanov Ilya Sergeevich
The tax academy of the Russian Federation,
Post graduate student, e-mail: [email protected]
Abstract
Main problems of development and realization of the federal target program «Electronic Russia» are discussed in this paper.
Keywords:electronic Russia, electronic government.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия» основана на концепции электронного правительства и в дальнейшем в статье речь пойдёт именно об электронном правительстве. Выделим проблемы развития и реализации программы «электронное правительство»:
· выбор трактовки понятия электронного правительства;
· построение структуры модели электронного правительства;
· обеспечение прозрачности взаимоотношений государства и общества как контрагента;
· привлечение высококвалифицированных кадров для реализации целевой программы;
· проблема привлечения частного сектора;
· разработка технических заданий: построение архитектуры системы, выбор программных инструментов, проблема интеграции решений и т.д.
Рассмотрим обозначенные проблемы.
Прежде всего, определимся с самим понятием «электронного правительства». Существуют различные определения электронного правительства. Однако в настоящее время, главным образом, речь идёт о преобразовании путей взаимодействия населения с государственными органами и получения гражданами государственных услуг. В рамках проведения административно-политической реформы, направленной, прежде всего, на модернизацию информационно-коммуникационных технологий, являющихся одним из главных звеньев, определяющих эффективность государственного управления (как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном), этот подход к «электронному правительству» является вполне обоснованным.
Однако, с учётом скорости развития информационных технологий и усиления их роли в информационно-аналитическом обеспечении управленческих процессов в комплексе – необходим комплексный подход и к самой концепции «электронного правительства». Взгляд в будущее с точки зрения информационного прогресса показывает необходимость подхода к созданию электронного правительства как к высокоинтеллектуальной системе управления государством на всех его уровнях с приоритетами в аналитическом обеспечении государственных органов в целях их эффективной интеграции и принятия ими оптимальных управленческих решений.
Таким образом, ставить внедрение электронного правительства (ЭП) в центр реформы административно-политической сферы, преследующей улучшение практик публичного управления, неправильно [1].
Следующим моментом является структура модели электронного правительства. В случае России область функционирования электронного правительства G2G (government to government – правительство правительству) по своей сути отличается от западной модели.
При построении модели российского электронного правительства нужно учитывать особенности административного устройства России. Следует учитывать то, что в России вертикаль власти остаётся достаточно сильной и управление происходит централизованно, таким образом, самостоятельность отдельных регионов невысока. Это значит, что на вершине иерархической структуры электронного правительства должен стоять отдельный, «главный модуль» федерального уровня. В общем, система управления представляет собой сложную распределённую архитектуру, звеньями которой являются регионы и муниципалитеты. Дополнительной сложностью реализации проекта является трудность в стандартизации решений из-за индивидуальных особенностей каждого региона.
Проблема обеспечения прозрачности взаимоотношений властных структур и народа остаётся актуальной и при условии существования уже разработанных порталов, поддерживающих взаимодействие граждан и органов государственной власти. Отчёты о проделанной работе могут содержать информацию в нерепрезентативном виде. Эта проблема должна решаться введением единых стандартов и критериев, в соответствии с которыми будут строиться отчёты. Здесь же можно отметить текущее состояние дел в области предоставления государственных услуг через интернет-порталы. В целом ситуацию можно назвать неудовлетворительной. Е.З. Зиндер отмечал ещё в 2006 году, что основными негативными фактами являются [2]:
· низкий уровень глубины реализации наиболее востребованных услуг;
· низкий уровень вовлечённости населения в использование центров обработки данных (ЦОДов);
· доступ к услугам ЭП затруднён их рассеянностью по многим сайтам, трудности в поиске и использовании;
· безработные не стали пользоваться услугами ЭП по поиску работы.
Следующей проблемой является привлечение кадров для создания электронного правительства. Сегодня государство пытается решить эту проблему посредством привлечения кадрового потенциала государственных учреждений, в том числе, таких как вузы. Такой подход тормозит развитие программы создания электронного правительства. Проблема поднятия уровня высшего образования должна решаться дискретно. Наиболее эффективным способом реализации проекта электронного правительства является привлечение частного сектора. Частный сектор обладает самым высоким кадровым потенциалом в области информационных технологий. Кадры частного сектора могут быть привлечены большим капиталом (и обеспечением эффективного управления им) обеспечивающим реализацию проекта.
Проблемы реализации проекта стоят наиболее остро. Реализация целевой программы электронного правительства уже идёт несколько лет без чёткой проработки архитектуры всей системы, что, безусловно, поставит проблемы интеграции модулей системы в будущем, будь то внутренние аналитические подсистемы или интернет-порталы. Решение этих проблем повлечёт за собой неизбежную переработку уже реализованного и приведёт к дополнительным затратам на доработку интегрированной системы. В частности, в конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключить государственные контракты на выполнение работ в 2010 году в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» не в полном объеме предусмотрены технические спецификации, позволяющие построить систему «электронное правительство» как целостную интегрированную систему.
Таким образом, целесообразно привлечение экспертного сообщества из частного сектора и создание подробного плана реализации всей системы.
Также, в связи с необходимостью разработки информационно-аналитических модулей, особую актуальность приобретает тема разработки методик создания стратегий регионального развития России в контексте единой государственной системы управления.
Сверхзадачей проекта электронная Россия является создание полномасштабной интегрированной интеллектуальной автоматизированной системы, призванной обеспечить эффективную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях управления государством.
Литература
1. Цаплин А.Ю. Электронное правительство. Основные трактовки и понятия // «Известия Саратовского Университета. Новая серия: Социология. Политология». Саратов: СГУ, 2007г. Т.7. №2. С. 121-126.
2. Зиндер Е.З. Электронное правительство Москвы: анализ динамики развития // «Информационное общество». М.: ИРИО, 2006г. № 2-3. С. 59-75.
References
1. Tsaplin A.Y. Electronic government. Basic interpretations and concepts // «Saratov University journal. New Series. Series: Sociology. Political Science». SGU, 2007, Vol. 7. №2. P. 121-126.
2. Zinder E.Z. Electronic government of Moscow: analysis of development dynamic // Information Society. M.: IIS, 2006. №2-3. P. 59-75.
Торгово-социальная сеть – новый взгляд на онлайн торговлю
Лапенков Илья Андреевич
Всероссийская государственная налоговая академия
Министерства финансов Российской Федерации,
Студент, e-mail: [email protected]
Аннотация
Разработка интерактивной системы для продажи товаров и услуг и облегчения взаимодействия между продавцами и покупателями.
Ключевые слова:интернет торговля, интернет магазин.