II. Состояние развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка на территории Сосновоборского городского округа, итоги реализации ДМЦП и проблемы предпринимательства

По данным Петростата, по состоянию на 01.01.2016 года на территории Сосновоборского городского округа количество зарегистрированных средних, малых и микропредприятий составило 872 единицы, в том числе: 11 средних, 65 малых предприятий, 796 микропредприятий. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица составило 1413 единиц (на уровне аналогичного периода 2014 года).

В целом, на анализируемых средних и малых (включая микро-) предприятиях, участвующих в статистическом наблюдении и мониторинге социально-экономического развития округа в 2015 году, в 2015 году произошло снижение средней численности работников на 1,7 % и составило 4674 человека; среднесписочная численность осталась практически на уровне 2014 года – 4133 человека (+0,8 %). Фонд заработной платы работников списочного состава увеличился на 2,8 % (1219,3 млн. руб.). Среднемесячная заработная плата работников списочного состава увеличилась на 2,0 % и составила на 01.01.2016г. 24585,0 руб.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) на 10 тыс. человек населения в 2015 году снизилось на 1,4 % и составило 346 единиц. Доля же среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций снизилась на 6,5 % по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составила 15,7 %. Значительное снижение данного показателя связано с увеличением численности работников на крупных предприятиях города, связанных со строительством ЛАЭС-2.

Таблица 1

Показатель На 01.01.2016 На 01.01.2015 На 01.01.2014 На 01.01.2013 На 01.01.2012 2015г./ 2011г., %
               
средние предприятия, ед. 78,6
малые предприятия, ед. 67,0
микропредприятия, ед. 106,1
индивидуальные предприниматели, ед. 91,2
  ИТОГО (1+2+3+4), ед. 94,8
               
  Численность населения, тыс. чел. 67,5 67,2 67,0 67,0 66,3 101,8
  Число субъектов МСП на 10 тыс. чел. населения, ед. 95,1

Обороты анализируемых средних и малых (включая микро-) предприятий, в целом, в 2015 году увеличились на 12,9 % и составили 9507,4 млн. рублей. Доля оборота анализируемых средних и малых (включая микро-) предприятий в общем обороте малых (включая микро-), средних и крупных предприятий в 2015 году составила 11,5 %, что выше уровня аналогичного периода 2014 года на 1,3 %. Объем инвестиций снизился и составил 94,5 млн. рублей (или 69,2 % к уровню 2014 года).

На территории городского округа сформирована устойчивая система торгового обслуживания населения. По состоянию на 01.01.2016г. действуют 329 объектов розничной торговли, в том числе 234 стационарных объектов (магазины), 94 нестационарных торговых объектов (павильоны, киоски, торговые объекты на базе автомобилей), 1 розничный универсальный рынок. Общая торговая площадь по сравнению с соответствующем периодом 2014 года увеличилась на 4,2 % и составила 46,4 тыс. кв.м..

Оборот розничной торговли по крупным и средним отчитывающимся организациям в 2015 году составил 5273,2 млн. руб. В фактических ценах рост товарооборота к прошлому году составил 107,4 %, в сопоставимых ценах, соответственно, 92,8 %.

Налоговые поступления по специальным налоговым режимам в 2015 году возросли на 8,2 % и составили порядка 117,8 млн. руб.

Таблица 2

На дату Количество налого-плательщиков, всего (ед.) Отношение (к предыдущему периоду), % Объемы поступлений, всего (тыс. руб.) Отношение (к предыдущему периоду), %
на 01.01.2012г. 122,7 107,5
на 01.01.2013г. 91,4 120,2
на 01.01.2014г. 122,3 102,5
на 01.01.2015г. 93,7 114,4
на 01.01.2016г. 95,3 108,2
2016/2011, %   99,8   152,5

По прогнозу число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения в 2018 году достигнет 353 единицы. Ожидается, что увеличение числа субъектов малого предпринимательства на 10 тысяч человек населения составит 2 % к концу 2018 года (по отношению к 2015 году).

К концу 2018 года доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций увеличится незначительно (не более чем на 2 %) и составит 16,0 %. Связано это с тем, что на крупных и средних предприятиях прирост численности работников будет опережать малый бизнес в связи с поэтапным вводом и набором штата на ЛАЭС-2.

По прогнозу к концу 2018 года возрастет общее количество средних, малых (включая микро-) предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 3 % (по данным мониторингового исследования 2015 года) и составит порядка 2400 единиц. Структура видов деятельности предположительно сохранится без существенных изменений. Доминирующими предприятиями будут являться предприятия, функционирующие в строительстве, обрабатывающих производствах, торговле, а также организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом.

Среднесписочная численность работников предприятий, вошедших в мониторинговое исследование 2015 года, к концу 2018 года составит порядка 4300 человек (увеличение предположительно составит 2,4 % к уровню 2015 года).

Обороты анализируемых средних и малых (включая микро-) предприятий к концу 2018 года возрастут до 9800 млн. руб., что на 3,1 % больше аналогичного показателя 2015 года.

Налоговые поступления по специальным налоговым режимам к концу 2018 года достигнут порядка 120,5 млн. руб., что на 10,9 % больше налоговых поступлений 2014 года.

Таблица 3

Показатели социально-экономической эффективности Год
Оборот средних предприятий, млн. руб.* 1168,9 2363,2 2497,1 3075,8 3100,0 3150,0 3250,0
Оборот малых (включая микро-) предприятий, млн. руб.* 6524,7 5951,6 5920,4 6431,7 6450,0 6500,0 6550,0
Среднесписочная численность работников, занятых на средних предприятиях, чел.*
Среднесписочная численность работников, занятых на малых (включая микро-) предприятиях, чел.*
Объем поступлений по ЕНВД, млн. руб.** 32,9 30,0 30,1 31,8 32,0 32,5 33,0
Объем поступлений по УСН, млн. руб.** 59,8 64,9 77,8 85,9 86,0 86,5 87,5

* - по данным мониторинга социально-экономического развития 2013-2015 годов и прогноза на 2016-2018 годы;

** - по данным ИФНС по г. Сосновый Бор Ленинградской области и прогноза на 2016-2018 годы

В 2014-2020 годах будет продолжаться финансовая, информационная, консультационная и имущественная поддержка малого предпринимательства (в том числе бизнес-инкубирование на льготных условиях), продолжится работа по реализации на базе МАОУ ДО «Центр информационных технологий» (далее - МАОУ ДО ЦИТ) проекта "Школа молодого предпринимателя", успешно стартовавшего в 2010 году.

С 2012 года в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства вошел МАУК «Городской культурный центр «Арт-Карусель»» (далее - МАУК "ГКЦ «Арт-Карусель»"). В рамках реализации Подпрограммы на базе «Арт-Карусели» будут продолжаться реализовываться мероприятия по популяризации предпринимательства в сфере культуры (развитие творческой индустрии), а также проведение городских праздников, семинаров и выставок, посвященных предпринимательству.

В перспективе Сосновоборским муниципальным Фондом поддержки малого предпринимательства будет освоен новый вид поддержки предпринимателей – создание нового интернет-ресурса (электронная регистрация на семинарах, оказание электронных услуг – подача документов для участия в выставках, конкурсах, ярмарках, дистанционное обучение и т.д.), продолжится работа по созданию необходимых условий для деятельности бизнес-инкубаторов офисного и производственного назначений и расширения видов услуг бизнес-инкубирования.

В настоящее время приоритетными направлениями являются производственная сфера, деятельность в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, социально значимые отрасли (социальная защита населения, здравоохранение, образование, физическая культура, спорт), общественное питание в учреждениях социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, предоставление бытовых услуг населению (за исключением парикмахерских услуг, услуг по ремонту и строительству жилья и других строений, услуг фотоателье), прикладное творчество (творческая индустрия) - деятельность в сфере народных художественных промыслов и (или) ремесел, а также развитие информационно-коммуникационных технологий.

На территории Сосновоборского городского округа до 2014 года реализовывалась долгосрочная муниципальная целевая программа “Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Сосновоборского городского округа”. В рамках реализации ДМЦП администрацией Сосновоборского городского округа создана инфраструктура поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которая включает 3 организации:

а) Сосновоборский муниципальный фонд поддержки предпринимательства (далее – Фонд), в том числе Сосновоборский бизнес-инкубатор офисного и производственного назначений;

б) муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий» (далее - МАОУ ДО ЦИТ);

в) муниципальное автономное учреждение культуры «Городской-культурный центр «Арт-Карусель»» (далее - «МАУК "ГКЦ «Арт-Карусель»").

Основной деятельностью Фонда является осуществление мер по поддержке малого предпринимательства на основании объединения информационных, финансовых и имущественных ресурсов, предоставляемых бюджетами всех уровней, внебюджетными источниками, частными инвесторами. Фондом проводятся курсы для начинающих предпринимателей "Введение в предпринимательство", организуются различные семинары и тренинги.

В рамках комплексного подхода к поддержке малого и среднего предпринимательства, в целях обучения городской молодежи предпринимательству ведется работа по реализации пилотного образовательного проекта «Школа молодого предпринимателя» при содействии Правительства Ленинградской области, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов в рамках образовательной технологии «Учебная фирма» на базе МАОУ ДО ЦИТ.

Важная роль в инфраструктуре поддержки и развития предпринимательства отводится специально оборудованным территориям с производственными и офисными помещениями - бизнес-инкубатору, где за умеренную арендную плату созданы условия, необходимые для развития малых фирм до момента их полной финансовой самостоятельности. В настоящее время на территории Сосновоборского городского округа функционирует бизнес-инкубатор производственного и офисного назначений.

В офисных помещениях бизнес-инкубатора в 2015 году разместились 11 предпринимателей и создано 18 рабочих мест. Всего от предпринимателей, размещенных в офисном бизнес-инкубаторе, в 2015 году консолидированные налоговые платежи составили 376,8 тыс. руб., арендная плата – 748,9 тыс. руб., объем оказанных услуг, выполненных работ – 6,5 млн. руб.

В производственных помещениях бизнес-инкубатора размещено 5 субъектов малого предпринимательства, создано 55 рабочих мест. Налоговые поступления от СМП в 2015 году составили 1870,8 тыс. руб., арендные платежи – 1603,6 тыс. руб., объем оказанных услуг, выполненных работ – 29,6 млн. руб.

В рамках реализации муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства созданы и развиваются механизмы содействия субъектам предпринимательства в доступе к имущественным, информационным и финансовым ресурсам.

На официальном сайте города Сосновый Бор в разделе «ЭКОНОМИКА// Поддержка малого и среднего предпринимательства» регулярно размещается информация по вопросам предпринимательства, в том числе нормативная база, объявления о семинарах, обучающих курсах, выставках, конкурсах и т.п. Ведется реестр получателей поддержки, ежеквартально обновляемый на официальном сайте администрации округа.

По вопросам предпринимательства совместно со средствами массовой информации периодически выходят выпуски телепрограммы "Дела немалые", публикации в газете "Маяк", выступления на радиостанции "Балтийский берег".

Реализация муниципальной программы и деятельность Фонда позволили привлечь из областного бюджета на территорию Сосновоборского городского округа за период с 2009 по 2015 годы 66,9 млн. руб. в виде субсидий Сосновоборскому муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (с последующими изменениями) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» администрацией городского округа создана и постоянно функционирует комиссия по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства на территории Сосновоборского городского округа.

Наши рекомендации