Заводские системы управления качеством продукции. Факторы,влияющие на качество продукции.
Система управления качеством продукции – это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.
Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.
Под управлением качеством продукции следует понимать установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, эксплуатации и потреблении.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с характеристиками его результата, заданного программой управления.
Управляющие воздействия должны быть направлены на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.
Процессы управления в системе управления качеством в общем виде подразделяются на 2 группы:
1) переводящие систему производства на более высокий уровень, т.е. обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества
2) поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.
Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:
· разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;
· получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;
· принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;
· выдача управляющего воздействия;
· получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые были вызваны управляющими воздействиями.
Факторы, влияющие на качество продукции:
1. Технические:
· вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;
· состояние технической документации;
· качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;
· состояние испытательного оборудования;
· качество средств измерений и контроля;
· качество исходных материалов, сырья, комплектующих.
2. Организационные:
· обеспеченность материалами, сырьем;
· техническое обслуживание оборудования, оснастки;
· планомерность и ритмичность работы;
· организация работ с поставщиками;
· организация информационного обеспечения;
· научная организация труда, культура производства;
· организация питания и отдыха.
3. Экономические:
· формы оплаты труда;
· величина заработной платы;
· премирование за высококачественный труд;
· удержания за брак;
· соотношения между качеством, ценой и себестоимостью продукции.
4. Социальные:
· состояние воспитательной работы;
· подбор, расстановка и перемещение кадров;
· организация учебы;
· проведение соревнований;
· взаимоотношения в коллективе;
· жилищно-бытовые условия;
· организация отдыха во внерабочее время.
Содержание понятия качества продукции. Показатели качества машиностроительной продукции.
Продукция– это материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 "качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.
Показатели качества делятся:
- на функциональные;
- ресурсосберегающие;
- природоохранные.
К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:
- технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.);
- надежность (долговечность);
-эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований);
- эстетичность.
К ресурсосберегающим показателям относятся:
- технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость);
- ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).
Природоохранные — включают показатели экологичности и безопасности.
Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).
В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции установлено 8 групп показателей качества:
1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область ее применения.
2. Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность.
3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
4. Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия.
5. Эргономические показатели характеризуют систему * человек - изделие - среда * и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.
6. Эстетические показатели характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т.д.
7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом
8. Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации.
Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняйся в технической документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются (реализуются) на стадии эксплуатации (применения). Из этой цепочки формирования показателей качества продукции наиболее ответственным этапом является стратегический маркетинг.