А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?

Ход урока

-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.

Классная работа.

Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.

-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг.Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух. СЛАЙД (1)

Учащийся: Что за диво,

Что за чудо!

Зима лес посеребрила.

Серебристый клён стоит,

Серебряный ковёр лежит.

Под ногами серебро.

Всё вокруг украшено!

Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?

(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)

Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.

Что у нас получилось?

(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)

Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.

(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.

2) Серебряный – сделанный из серебра.

3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)

Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.

(Окончание –о, основа - серебр-, корень - -серебр-.)

Можете назвать способ образования данного существительного?

Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?

(Прилагательные образованы суффиксальным способом)

Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.

А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?

Докажите что это глагол.

Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.

Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Мы будем изучать способы образования глаголов)

Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать способы образования глаголов)

-А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать)

Давайте сейчас запишем тему урока.

Прежде чем говорить о том, каким способом образован глаголпосеребрила, давайтепознакомимся с основными способами образования глаголов.

-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, таксейчас вам предстоит поработать в группе.

Задание 1.Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.

Карточка№1

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.

Ответ:

Задание 1.У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:

1 группа - выписывает глаголы обозначающие начало действия;

2 группа – окончание действия;

3 группа - неполное действие.

Проверка:

1. запеть, побежать, полететь;

2. допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;

3. приоткрыть, привстать, приболеть.

-Каким способом образованы эти глаголы?(приставочным)

Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов. СЛАЙД (2).

-Упр.616. Работа у доски и в тетрадях.

Похожее задание вам предстоит выполнять в парах.Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Задание 2. Работа в паре.

Карточка№2

Утюжить –

Обедать –

Краснеть -

Белеть –

Беседовать –

Княжить –

Ночевать –

Занавесить –

Светлеть -

Задание: рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.

Проверка:

Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;

Обедать – суффикс -а-;

Краснеть - суффикс -е- ;

Белеть – суффикс –е-;

Беседовать – суф.-ова-;

Княжить – суф. –и-;

Ночевать – суф.-ева-;

Занавесить – суф.-и-.

Светлеть – суф.-е-

-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)

А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?

(суффиксальным)

Итак,с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных. СЛАЙД (3)

Физминутка

Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.

Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).

-Вернёмся к слову посеребрила.

-Посмотрите на СЛАЙД (4)

А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи? - student2.ru

-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами словопосеребрила.

Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро.

Наши рекомендации