Метожика изучения служебных частей речи. Морфологический разбор служебных частей речи

Разбор предлога:

1.ч.р.общее значение

2.морф.признак:простой или составной, произв или непроизв.

Метожика изучения служебных частей речи. Морфологический разбор служебных частей речи - student2.ru Метожика изучения служебных частей речи. Морфологический разбор служебных частей речи - student2.ru

Разбор союза:

1.ч.р. общее значение

2. морф.признаки: а).соч или подчинит. Б) простой или составной

Метожика изучения служебных частей речи. Морфологический разбор служебных частей речи - student2.ru

Разбор частицы:

1. ч.р. общее значение

2. разряд.

Метожика изучения служебных частей речи. Морфологический разбор служебных частей речи - student2.ru

32.Значение, место и основные вопросы изучения синтаксиса в школе. Методика изучения словосочетания и простого словосочетания и простого предложения. Синтаксический разбор

Синт разбор простого предл. По ладыженской:

1.вид предл. По цели высказывания.

2. является ли предл восклицательным?

3. грам.основа

4.распростр/нераспростр

5.гл чл предложения

6.второстепенные члены предложения

7.однор чл предложения

8.обращения.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

Цели:

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

Задачи:

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

- простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

-сложные (ССП,СПП,БСП)

+ предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

+ интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

Умения.

СС

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

33.изучение сложного предложения и конструкций с чужой речью в школе. Виды упражнений по синтаксису.

Содержание школьного курса синтаксиса составляют синтаксические понятия и правила, способы оперирования ими и умения пользоваться полученными знаниями в практике устной и письменной речи.

Научная система понятий строится по принципу от общего к частному: определяются основные единицы синтаксиса, их категориальные признаки (присущие данной единице в любой ее разновидности), затем различные типы и виды данных единиц в зависимости от того, как конкретизируется тот или иной категориальный признак. По такому же принципу в основном строится и современный школьный курс синтаксиса, и в этом отношении методика синтаксиса в последние годы сделала определенный шаг вперед.

Методика синтаксиса выработала следующие частно-методические принципы:

- интонационный (сопоставление структуры и интонации);

- морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).

При организации учебного процесса в каждом конкретном случае необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней: принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов (общеметодических и частнометодических). Во всех случаях надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.

Имея в виду систему упражнений по синтаксису, обычно выделяют три группы: «а) упражнения по распознаванию данного синтаксического явления среди других; б) упражнения, активизирующие умение анализировать синтаксические особенности данных конструкций и их составных частей...; в) упражнения... связанные с развитием речи»2. В основе такой классификации лежат, по существу, два признака: с одной стороны, соотнесенность с разными задачами изучения синтаксиса в школе, с другой — уровень усвоения учащимися изучаемого материала. Между указанными основаниями классификации существует взаимосвязь: осмысление язы кового материала, умение проанализировать, объяснить его является важной предпосылкой целенаправленного развития речи, так же как и применение знаний о языке в процессе речевой практики делает эти знания более глубокими, прочными, гибкими.

34. методика обучения пунктуации. Виды упражнений по пунктуации. Пунктограмма. Пунктуационный разбор.

Основная цель обучения пунктуации в школе – научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Это четкие, постоянно действующие не допускающие исключений правила. Они учитывают и смысловую сторону и структурно-грамматическую. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения от них – ошибка. – Усвоение этих правил создает хорошую основу для осуществления этих целей развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средство, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.

Содержание пунктуации включает пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: - знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), - пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), - пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).

Пунктуационная ошибка – это использование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен.

Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.

Упражнения, которые обеспечивают при обучении пунктуации большую самостоятельность, активность в мыслительной и речевой деятельности учащихся, могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим некоторые из них.

Упражнения аналитического характера

Пунктуационный разбор. Важнейшим видом упражнений при обучении пунктуации является пунктуационный разбор, т. е. объяснение уже поставленных знаков препинания в текстах упражнений.

Письмо по памяти. Отдельные тексты, насыщенные знаками препинания на целый ряд правил, после детального пунктуационного разбора заучиваются, а затем (через несколько дней) записываются по памяти. Чтобы предупредить списывание, хорошо предложить сидящим рядом ученикам записывать разные тексты.

Пунктуационный разбор- оформление у Бабайцевой.

-нахождение границ

-обоснование структуры

-применение правила

-постановка знаков препинания

Значение, место и задачи работы по развитию устной и письменной речи в школьном курсе РЯ как основы для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Важнейшие принципы, основные направления и виды этой работы.

Коммуникативные компетенции отслеживаются на уроках русского языка, литературы. Особый подход к развитию связной устной и письменной речи состоит в том, что нельзя "развивать речь вообще", а следует сосредоточиться в каждом классе на определенных разновидностях устной и письменной речи. Считается, что для эффективного развития речи, необходимо:

знать: 1. понятие текста и его структуры; 2.понятие стиля, виды стилей и их особенности; 3.способы и средства связи предложений в тексте; 4. определение абзаца и знание его функций; 5. понятие стилистической окраски слова и его текстообразующей функции; 6. определение диалога и монолога; 7. способы передачи чужой речи; 8. определение прямой и косвенной речи; 9. особенности строения делового повествования.

уметь : 1. владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи; 2. читать тексты изучающим чтением, владеть отдельными

приемами ознакомительного чтения; выделять в тексте ключевые слова; ставить вопросы к тексту; составлять план текста; составлять устный развернутый ответ и пересказ текста; делать сообщение на лингвистическую тему; писать изложение научно-учебного текста;; писать сочинение-повествование на лингвистическую тему; отвечать на вопросы учебника; вести диалог; владеть этикетными средствами языка; описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка; определять свои коммуникативные удачи (неудачи); формировать явно (вслух), неявно (про себя) коммуникативное намерение; ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат; анализировать, оценивать; аргументировать свой ответ; создавать собственные тексты; редактировать текст; пересказывать текст; устной художественной речи; определять художественный стиль речи; различать широкие и узкие темы; читать тексты изучающим чтением; выполнять задания к свободным диктантам, к изложениям; писать аннотацию и отзыв; находить и устранять повторы - недочеты; использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических конструкций.

Основными задачамиформирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся "общелингвистической компетентности", что необходимо для успешного овладения другими предметами

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.

Ученые считают, если в 10-11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет. Помогают поддерживать этот интерес и традиционные читательские конференции, где учащиеся знакомят одноклассников с самыми интересными прочитанными книгами, отзыв о которых записывают в читательских дневниках. На уроках риторики учащимся очень нравятся ролевые игры, где они учатся культуре общения.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку.

Наши рекомендации