А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?
Ход урока
-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.
Классная работа.
Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.
-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг.Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух. СЛАЙД (1)
Учащийся: Что за диво,
Что за чудо!
Зима лес посеребрила.
Серебристый клён стоит,
Серебряный ковёр лежит.
Под ногами серебро.
Всё вокруг украшено!
Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?
(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)
Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.
Что у нас получилось?
(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)
Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.
(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.
2) Серебряный – сделанный из серебра.
3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.
4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)
Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.
(Окончание –о, основа - серебр-, корень - -серебр-.)
Можете назвать способ образования данного существительного?
Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?
(Прилагательные образованы суффиксальным способом)
Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.
А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?
Докажите что это глагол.
Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.
Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Мы будем изучать способы образования глаголов)
Какую цель мы поставим перед собой?
(Узнать способы образования глаголов)
-А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать)
Давайте сейчас запишем тему урока.
Прежде чем говорить о том, каким способом образован глаголпосеребрила, давайтепознакомимся с основными способами образования глаголов.
-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, таксейчас вам предстоит поработать в группе.
Задание 1.Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.
Карточка№1
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.
Ответ:
Задание 1.У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:
1 группа - выписывает глаголы обозначающие начало действия;
2 группа – окончание действия;
3 группа - неполное действие.
Проверка:
1. запеть, побежать, полететь;
2. допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;
3. приоткрыть, привстать, приболеть.
-Каким способом образованы эти глаголы?(приставочным)
Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов. СЛАЙД (2).
-Упр.616. Работа у доски и в тетрадях.
Похожее задание вам предстоит выполнять в парах.Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Задание 2. Работа в паре.
Карточка№2
Утюжить –
Обедать –
Краснеть -
Белеть –
Беседовать –
Княжить –
Ночевать –
Занавесить –
Светлеть -
Задание: рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.
Проверка:
Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;
Обедать – суффикс -а-;
Краснеть - суффикс -е- ;
Белеть – суффикс –е-;
Беседовать – суф.-ова-;
Княжить – суф. –и-;
Ночевать – суф.-ева-;
Занавесить – суф.-и-.
Светлеть – суф.-е-
-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)
А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?
(суффиксальным)
Итак,с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных. СЛАЙД (3)
Физминутка
Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).
-Вернёмся к слову посеребрила.
-Посмотрите на СЛАЙД (4)
-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами словопосеребрила.
Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро.