Процесс выполнения магистерской диссертации
Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:
· выбор темы, ее утверждение и назначение научного руководителя в начале первого года обучения;
· изучение требований, предъявляемых к данной работе;
· согласование с научным руководителем плана работы;
· составление индивидуального учебного плана работы магистранта, в том числе: выдача задания на выполнение магистерской диссертации, утвержденного руководителем магистерской программы и зав. кафедрой; отражение в разделе «Научная работа» содержания научно-исследовательской работы по теме по семестрам;
· изучение литературы по проблеме, определение целей, задач, объекта, предмета и методов исследования;
· непосредственная разработка проблемы (темы);
· обобщение полученных результатов;
· апробация результатов исследований и контроль процесса выполнения магистерской диссертации (регулярное обсуждение работы на научно-методологических семинарах, отчетов на заседаниях кафедры; выступления на конференциях, подготовка и издание публикаций и др.);
· выполнение индивидуальных заданий по теме исследования на всех практиках;
· написание работы;
· подготовка иллюстративного материала;
· написание автореферата;
· нормоконтроль;
· предзащита;
· рецензирование работы;
· защита и оценка работы.
Процессвыполнения магистерской диссертации требует освоения компетенций по технологии магистерского исследования, которые формировались в рамках изучаемых дисциплин, а также описаны в соответствующих источниках [3−9, 11, 14, 16, 18].
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
2.1. Тематика ВКР, утверждение темы
и назначение научного руководителя
Магистерская диссертация выполняется под руководством научного руководителя, который утверждается ректором университета из числа профессоров или доцентов одной из кафедр факультета социальных технологий.
Тематика выпускных квалификационных магистерских работ − магистерских диссертаций – должна отражать уровень фундаментальной и специальной подготовки магистранта в соответствии с требованиями ФГОС по направлению обучения, а также умение применять приобретенные знания в практике научной деятельности. Темы магистерских работ выбираются магистрантами совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы и утверждаются в течение двух недель с момента начала обучения в магистратуре. Магистрантам может быть представлен примерный перечень тем работ, составленный кафедрой на основе заявок коммерческих и некоммерческих организаций, структурных подразделений государственных и муниципальных органов по конкретным вопросам совершенствования и развития сферы туризма, а также в соответствии с направлениями научно-исследовательской работы кафедры или инициативы магистрантов. Заявка на выполнение данной темы подтверждается соответствующим документом. Форма заявки дана в методических указаниях [1, с. 29].
Магистерская диссертация может быть продолжением ВКР специалиста, бакалавра.
Подготовка магистра направлена на решение следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности, которые также могут быть использованы при выборе тем ВКР.
Научно-исследовательская деятельность:
· проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;
· системный анализ рынка туристских услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристской индустрии и обеспечения запросов потребителей;
· разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристской индустрии и научное сопровождение туристской деятельности;
· оценка эффективности инноваций в туристской деятельности;
Организационно-управленческая деятельность:
· организация и управление процессами формирования и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, работой коллектива предприятия туристской индустрии;
· принятие тактических и стратегических решений в разработке и реализации туристских продуктов, соответствующих требованиям потребителей;
· мониторинг и оценка туристской деятельности на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне);
· организация и управление туристско-рекреационными зонами и комплексами;
Проектно-конструкторская деятельность:
· формирование целей разработки туристского проекта и выявление приоритетов в проектировании туристской деятельности;
· оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование, предоставления услуг туристской деятельности на. федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне;
· оперативное и стратегическое планирование и проектирование деятельности предприятий туристской индустрии;
· проектирование и создание туристско-рекреационных зон и комплексов;
Производственно-технологическая деятельность:
· совершенствование процессов разработки и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, оценка экономической эффективности туристских продуктов;
· выявление и оценка инновационно-технологических рисков процессов реализации туристских продуктов;
Сервисная деятельность:
· разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристского обслуживания потребителей, создание систем безопасности;
· организация работ по стандартизации и сертификации туристского продукта.
В названии темы должны найти отражение:
1. Наименование решаемой научной или прикладной задачи (например, оптимизация процесса, повышение эффективности, исследование структуры).
2. Прикладная область (например, принятие решений, разработка туристского продукта, управление персоналом, и т. д.).
3. Метод или способ решения задачи (методом экспертных оценок, с применением информационных технологий и т. д.).
При выборе темы следует руководствоваться актуальностью проблемы, наличием специальной литературы, возможностью получения конкретных статистических данных, научной и практической значимостью для конкретной организации, отрасли.
На 2-м курсе до начала преддипломной практики уточняется план исследований, согласовывается с научным руководителем дальнейший план работы над темой ВКР, выдается индивидуальное задание по сбору материалов для ее выполнения, о чем делается запись в дневнике. Откорректированный план исследования и магистерской диссертации реализуется в ходе преддипломной практики. За этот период формулировка темы может быть уточнена и конкретизирована, откорректировано задание на выполнение ВКР.
После завершения преддипломной практики темы ВКР магистров (магистерских диссертаций) окончательно утверждаются с учетом возможных корректировок советом факультета социальных технологий, а затем приказом ректора университета. Формулировка темы, утвержденная приказом ректора, как правило, изменению не подлежит.
Руководителями ВКР в основном являются преподаватели, осуществляющие учебный процесс по данному направлению подготовки. Для консультаций по написанию аннотации на иностранном языке привлекаются преподаватели кафедр иностранных языков.