Квалификационная характеристика, на основе которой разработана программа

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Практики являются важнейшей частью процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей народного хозяйства, подразделениях Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе изучения общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, на овладение навыками самостоятельной работы по оценке воздействия на окружающую среду, производственному экологическому контролю и экологическому аудиту, эксплуатации природоохранного оборудования, передовыми производственными и природоохранными технологиями.

В соответствии с образовательным стандартом высшего образования и действующим учебным планом по специальности 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 10.09.2007г. предусматриваются следующие виды производственных практик:

– общеинженерная;

– технологическая;

– преддипломная.

Общая продолжительность практик составляет 14 недель, из них 4 – общеинженерная, 6 – технологическая и 4 недели преддипломная.

Практика проводится на основании договора на проведение практики, который заключает университет и предприятие, учреждение или организация, входящие в базу практики. Основанием для направления студента на практику является приказ по университету, в котором устанавливаются сроки практики, закрепляются руководители практики от университета, указываются сроки их командировок на предприятие. Организация и руководство практикой, обязанности руководителей практики от университета и предприятия и студента устанавливаются в соответствии с Положением о производственной практике студентов учреждения образования «Белорусский государственный технологически университет».

По окончании практики студент-практикант представляет письменный отчет и оформленный дневник руководителю практики от университета, подписанные руководителем практики от предприятия и заверенные печатью. Содержание отчета должно соответствовать программе практики.

По прибытию в университет в течение недели студент сдает дифференцированный зачет комиссии. В состав комиссии могут входить преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика; руководитель практики от университета и, по возможности, от предприятия-базы практики. Оценка по практике вносится в приложение к диплому. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из университета.

Общие итоги практики подводятся на заседании кафедры промышленной экологии.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА ПРОГРАММА

Содержание программы определено на основе требований к профессиональным компетенциям, установленным образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (ОСРБ 1-57 01 01-2007).

Компетенции в производственно-технологической, проектной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертно-инспекторской и инновационной сферах, которые приобретаются в процессе выполнения программ производственных практик, включают способности:

– осуществлять контроль состава и расхода промышленных выбросов, сточных вод, отходов, контроль воздуха рабочей зоны, параметров шума, вибрации в соответствии с требованиями нормативных документов;

– эксплуатировать технологическое оборудование установок очистки выбросов и сточных вод, систем переработки, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления;

– разрабатывать нормативно-техническую документацию по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, составлять экологическую отчетность предприятия;

– применять прогрессивные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в охране окружающей среды;

– выполнять работы по инвентаризации источников выбросов, сточных вод, отходов, испытанию и составлению паспортов пылегазоочистных установок;

– определять экологические аспекты, связанные с деятельностью производственного объекта, ранжировать их по степени значимости;

– разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов, сбросов, проводить расчеты рассевания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, разбавления сточных вод в водных объектах;

– разрабатывать проектные решения по организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

–проводить обследование объектов размещения отходов, промышленных площадок и территорий, прилегающих к ним, с целью выявления зон загрязнения;

– использовать методики выполнения измерений содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, а также в выбросах, сбросах и отходах;

– систематизировать, анализировать и обобщать результаты мониторинга и экологического контроля с целью выявления тенденций изменения показателей состояния окружающей среды и планирования природоохранных мероприятий;

– анализировать результаты выполняемой работы, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;

– планировать и организовывать работу по внедрению современных систем управления окружающей средой, подготовке к экологической сертификации производства и продукции;

– проводить экспертизу технической документации предприятий в части соблюдения требований нормативных правовых документов по охране окружающей среды;

– проводить проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды на уровне предприятий;

– проводить производственный экологический контроль на предприятии;

– планировать и проводить внутренний экологический аудит;

– проводить опытно-технологические работы при проверке, испытаниях и освоении новых природоохранных технологий и оборудования;

– эффективно взаимодействовать со специалистами предприятия.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

Цель производственной практики – закрепление теоретических знаний и получение практических навыков производственной, экспертно-инспекторской и управленческой деятельности, формирование профессиональных компетенций, которые являются основной для успешной деятельности инженера-химика-эколога.

2.1. Цель общеинженерной практики – закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете по основным общенаучным, общепрофессиональных дисциплинам, знакомство со структурой и организацией производства, инженерным обеспечением производства, управлением охраной окружающей среды на предприятии.

Общеинженерная практика проводится в 6 семестре после изучения основных общенаучных, общепрофессиональных дисциплин и некоторых и некоторых дисциплин специальности и специализаций – «Инженерная и машинная графика», «Прикладная механика», «Процессы и аппараты химической технологии», «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций и радиационная безопасность», «Общая химическая технология», «Электротехника, основы электроники и электрооборудование химических производств», «Промышленная экология», «Технология основных производств», Эти дисциплины являются базой инженерного образования инженера-эколога и без владения ими невозможна плодотворная деятельность специалиста. Студент на практике имеет возможность дополнить полученную в университете информацию о принципах работы и устройстве оборудования и приборов сведениями, которые могут дать в живом общении только опытные профессионалы, работающие на предприятии продолжительное время.

2.2. Цель технологической практики– закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в университете по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, знакомство с передовыми производственными и природоохранными технологиями, овладение навыками эксплуатации технологического и природоохранного оборудования, проведения экологического контроля и мониторинга.

Технологическая практика проводится в 8 семестре после изучения основных специальных дисциплин: «Мониторинг окружающей среды», «Инженерная охрана окружающей среды», «Экологический контроль и аудит в охране окружающей среды», «Экологический менеджмент», «Химия окружающей среды», «Системный анализ в охране окружающей среды». Эти дисциплины являются основой профессиональной подготовки специалиста по промышленной экологии. Технологическая практика призвана закрепить теоретические знания, полученные по соответствующим дисциплинам и способствовать приобретению навыков их применения в ходе практической работы на предприятии – базе практики. По заданию руководителя практики от университета в период практики студент может выбрать темы курсовых проектов и работ самостоятельно. Выбранная тема (темы) должны отражать конкретные проблемы, стоящие перед предприятием, и представлять практический интерес.

2.3. Цель преддипломной практики – закрепление теоретических знаний и практических навыков производственной и организаторской работы, входящих в компетенцию инженера по охране окружающей среды (инженера-эколога) на предприятии, сбор и обобщение материалов к дипломному проектированию.

Преддипломная практика проводится в 10 семестре после изучения следующих специальных дисциплин: «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза», «Правовое регулирование в охране окружающей среды», «Гигиена окружающей среды» и завершает практическую подготовку студентов в рамках университетского учебного процесса.

В период преддипломной практики приобретаются навыки оценки воздействия промышленного объекта на окружающую среду, применения на практике методик и процедур экологического аудита. Изучается практика применения нормативных правовых и технических нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия по охране окружающей среды. Формируются и анализируются материалы для дипломного проектирования.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Основными задачами практики являются:

– получение практических навыков работы по выполнению операций и функций, связанных с проектно-конструкторской, производственно-управленческой и экспертной деятельностью специалиста в области охраны окружающей среды;

– знакомство с основными технологическими процессами предприятия, практической реализацией принципов аппаратурного оформления основных производств;

– приобретение навыков оценки фактического воздействия промышленного объекта на окружающую среду;

– углубление и расширение знаний по технологиям очистки, обезвреживания, переработки отходов, устройству оборудования систем очистки, обеспечению его устойчивой работы;

– получение навыков разработки природоохранных мероприятий;

– изучение системы производственного экологического контроля, системы управления окружающей средой на предприятии;

– освоение порядка оформления экологической отчетности предприятия;

– детальное изучение нормативно-правовых и технических нормативно-правовых актов, регламентирующих природоохранную деятельность предприятия;

– ознакомление с технико-экономи­ческими показателями работы предприятия, показателями эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, формирование экономического мышления, навыков экономической оценки природоохранных мероприятий;

– формирование и обобщение материалов для выполнения курсовых и дипломного проектов.

Задачами общеинженерной практики являются:

– знакомство с организацией работы основных отделов и служб предприятия; ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятием, правилами внутреннего распорядка, структурой и функциями службы охраны окружающей среды на предприятии;

– знакомство с основными технологическими процессами предприятия, практической реализации принципов аппаратурного оформления основных производств;

– изучение основных аппаратов, в которых реализуются гидродинамические (фильтрование, осаждение, центрифугирование, перемешивание и др.), теплообменные и массообменные процессы. Использование этих процессов для очистки сточных вод, обезвреживания выбросов и переработки отходов;

– изучение в практических условиях технологии производства, передачи, распределения и потребления тепловой и электрической энергии, принципов устройства электрооборудования, изучение систем энергоснабжения промышленного предприятия;

– изучение устройства и особенностей эксплуатации машин для перемещения газов, жидкостей, твердых материалов;

– изучение организации работы по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

– сбор материалов для курсовых работ по дисциплинам «Мониторинг окружающей среды», «Технология основных производств», курсового проекта по дисциплине «Процессы и аппараты химических производств».

Задачами технологической практики являются:

– практическое изучение основных технологических процессов, закрепление навыков составления и анализа материальных и энергетических балансов;

– изучение на практике работы лаборатории охраны окружающей среды (санитарной лаборатории), приобретение практических навыков по отбору проб для анализа, освоение методик анализа состава газовых выбросов, сточных вод, твердых отходов;

– углубление и расширение знаний по технологиям очистки, обезвреживания, переработки отходов, устройству оборудования систем очистки, обеспечению его устойчивой работы;

– практическое изучение правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании и ремонте электрооборудования, машин для перемещения жидкостей и газов, отборе и анализе проб из выбросов в атмосферу и сточных вод.

– ознакомление с технико-экономическими показателями работы предприятия, показателями эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, формирование экономического мышления, навыков экономической оценки природоохранных мероприятий;

– развитие навыков выявления значительных экологических аспектов и воздействий, связанных с деятельностью предприятия;

– изучение вопросов организации и ведения локального мониторинга на предприятии, приборов и методов контроля источников воздействия на окружающую среду и состояния окружающей среды;

– сбор материалов для курсовых проектов по дисциплинам «Инженерная охрана окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» и курсовой работы по дисциплине «Экологический менеджмент».

Задачами преддипломной практики являются:

– получение практических навыков работы по выполнению операций и функций, связанных с проектно-конструкторской, производственно-управленческой и экспертной деятельностью специалиста;

– приобретение навыков оценки фактического воздействия промышленного объекта на окружающую среду, разработки природоохранных мероприятий;

– освоение методик установления нормативов допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования отходов;

– изучение системы производственного экологического контроля, системы управления окружающей средой на предприятии;

– приобретение навыков оформления первичной учетной документации и форм государственной статистической отчетности предприятия в области охраны окружающей среды;

– детальное изучение нормативных правовых и технических нормативно-правовых актов, регламентирующих природоохранную деятельность предприятия;

– приобретение навыков практической деятельности в соответствии с должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды (инженера-эколога);

– сбор, анализ и обобщение материалов для выполнения дипломного проекта.

БАЗАЫ ПРАКТИКИ

Базами для проведения производственных практик студентов специальности 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» являются передовые предприятия всех отраслей экономики, представляющие все регионы республики, институты НАН Беларуси, инспекции и лаборатории Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (всего более 110 предприятий и организаций).

Перечень предприятий, учреждений и организаций – баз производственных практик, утвержденный ректором университета, приведен в приложении 1.

Наши рекомендации