ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:

· примерной основной образовательной программы начального общего образования;

· авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной по курсу «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 класса». М.: Просвещение, 2012;

· учебников для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Литературное чтение. 2 класс. /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2016. (Школа России);

· учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № …»;

· методических рекомендаций НМЦРО ЛНР.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Предмет «Литературное чтение» реализует следующие цели:

· формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

· формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальных на­выков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от­зывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школь­ников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств.

Для достижения поставленных целей на уроках литературного чтения необходимо решать сле­дующие задачи:

· формирование общекультурных навыков чтения и понимания текста;

· воспитание интереса к чте­нию и книге;

· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в со­ответствии с целями, задачами и условиями общения;

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

· овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять неслож­ные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшо­го объема;

· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

· пробуждение познавательного инте­реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за, казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Авторская программа во 2 классе рассчитана на 136 часов (34 учебные недели).

В учебном плане школы отведено на изучение предмета «Литературное чтение» 3 часа в неделю. Из расчёта 34 учебных недель количество часов за учебный год составляет 102 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе;

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

– понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

– общее представление о мире некоторых профессий.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;

– интереса к слову, родному языку;

– первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или слышанному художественному тексту;

– передавать свое эмоциональное отношение к произведению;

– начальных представлений о культурных традициях своего народа;

– чувства ответственности за мир животных;

– понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

– корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

– понимать контекстную речь взрослых;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные

части;

– сравнивать художественный и научно–популярный текст;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

– осознавать роль названия произведения;

– понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

– видеть отличия народного и авторского текста;

– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

– подбирать слова-определения для характеристики героев;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– сочинять небольшие тексты на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Наши рекомендации