Схема факторной системы анализа себестоимости продукции
| |||||||||
Таким образом, непосредственное влияние на изменение уровня расходов на 1 руб. товарной продукции оказывают следующие четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
ü структура выпуска продукции;
ü уровень расходов на производство единицы продукции;
ü цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы;
ü цены на продукцию
Каждый из факторов, находящихся в детерминированной взаимосвязи с уровнем расходов, отражает действие множества объективных и субъективных, внешних и внутренних условий организации производства и продажи готовой продукции. Уровень расходов, пересчитанный в сопоставимые цены, по видам (прямым материальным, прямым трудовым, накладным) отражает эффективность использования определенных ресурсов и характеризуется как ресурсоемкость выпуска продукции или конкретного изделия.
Для изучения взаимосвязи показателей, составляющих факторную систему, на первом этапе целесообразно рассмотреть влияние факторов на себестоимость единицы продукции: структура выпуска, цена на ресурсы и удельная величина расходов на единицу выпуска. Удельная величина расходов на единицу выпуска продукции характеризует ее ресурсоемкость. Затраты необходимо пересчитать в сопоставимые цены. Методика такого пересчета аналогична методике расчета индексов физического объема выпуска продукции и товарооборота. Материальные расходы, которые могут быть выражены в натуральных единицах, пересчитываются в сопоставимые цены умножением натурального показателя расходов за отчетный период на плановые (или базисные) цены. Расходы, которые учитываются только в стоимостной форме, пересчитываются в сопоставимые цены с помощью предварительно рассчитанных индексов отдельных статей или видов расходов (аналогично индексам физического объема товарооборота). На себестоимость продукции влияет объем выпуска продукции (фактор первого порядка). Расчет этого влияния при использовании способа абсолютных разниц производится по формуле:
DСБ(Q) = DQ * Со.
Вопросы к занятию:
1. Задачи, направления и информационное обеспечение анализа расходов на производство и продажу продукции
2. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
3. Анализ влияния факторов второго порядка на себестоимость единицы усредненной продукции
4. Классификация и анализ расходов организации по обычным видам деятельности
8.1. Анализ влияния факторов второго порядка на себестоимость единицы усредненной продукции
Показатели | Формула расчета | Факторы влияния | Расчет влияния |
1. Плановая себестоимость единицы продукции при плановой структуре | С0 = ∑ Di0 * сi0 | - | — |
2. Плановая себестоимость единицы продукции при фактической структуре | С’0 = ∑ Di1 * сi0 | Структурные сдвиги в ассортименте продукции | DС(D) = С’0 - С0 |
3. Фактическая себестоимость единицы продукции при плановых ценах | С’1 = ∑ Di1 * с’i1 | Уровень расходов (затратоемкость) | DС(Z) = С’1 – С’0 |
4. Фактическая себестоимость единицы продукции | С1 = ∑ Di1 * сi1 | Структура, затратоемкость, изменение цен | DС(Р) = С1 – С’1 |
5. Изменение себестоимости продукции при плановой структуре выпуска под влиянием перевыполнения плана по объему выпуска | DСБ(Q) = DQ * Со. | - | — |
6. Изменение себестоимости продукции под влиянием влияющих на изменение усредненной себестоимости единицы изделия структурных сдвигов в ассортименте | DСБ(D) = Q1 * DС(D) | - | — |
7. Изменение себестоимости продукции под влиянием влияющей на изменение усредненной себестоимости единицы изделия затратоемкости | DСБ(Z) = Q1 * DС(Z) | - | — |
8. Изменение себестоимости продукции под влиянием влияющей на изменение усредненной себестоимости единицы изделия цен на ресурсы | DСБ(P) = Q1 * DС(P) | - | — |
Задание: анализ себестоимости единицы продукции
Наиме-но-вание продукции | Объем выпус-ка | Структура выпуска, % | Индекс цен на ресур-сы | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отклонение | ||||||
планQi0 | факт Qi1 | план Di0 | факт Di1 | ci0 | факт в сопост. ценахс’i1 | факт сi1 | по сравнению с планом | в том числе за счет | |||
Затрато-емкости | цен | ||||||||||
А | |||||||||||
Б | |||||||||||
В | |||||||||||
Итого | |||||||||||
В среднем по предприятию |