Понятие информационного ресурса и информатизации
Содержание
Содержание.. 1
1. Понятие информационного ресурса и информатизации.. 1
2. Понятие и классификация информационных систем... 3
3. Информационная технология — главная составная часть информационной системы 5
4. Автоматизированные информационные системы таможенных органов (АИСТО) 8
5. Функциональные подсистемы АИСТО.. 13
6. Технология работы с АИСТ-М... 18
Понятие информационного ресурса и информатизации
Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы — знаний. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. Оно огносится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Одна из важнейших разновидностей информации — экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.
Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).
С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.
Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.
Информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информационных технологий (АИТ).
Основными задачами информатизации общества являются:
Ø модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
Ø развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
Ø эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
Ø обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
Ø создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.
Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.
Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в условиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.
По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние.
К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях организации, о распределении ресурсов — капитала, труда и т.д.). Особую роль при этом играет отчетность, которая является совокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.
Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния организации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде — множестве существующих вне организации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:
Ø деловой информации;
Ø научной и профессиональной информации;
Ø социальио-политической и правовой информации;
Ø массовой и потребительской информации.
В условиях рыночной экономики велика роль деловой информации, поступающей из внешних для организации источников. Ее структура (кем предоставляется):
Ø макроэкономическая (гос. и спец. институты);
Ø финансовая (брокерские компании, банки и прочие фин. учреждениями);
Ø биржевая (биржами, банками)
Ø коммерческая (каталоги, базы данных)
Ø статистическая;
Ø деловые новости (СМИ).
Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп:
- Высшие законодательные и исполнительные органы (Президент, Правительство, Дума, министерства и т.д.);
- СМИ (печть, радио, ТВ);
- Корпоративные форумы (конгессы, симпозиумы, выставки и т.п.);
- Корпоратиыные организации (ассоциации, биржи, консультац.фирмы, аналитич.и рекламные агентства);
- Печатная продукция (различных организаций);
- Электронная продукция (БД, информация на носителях, сети, сайты);
- Партнеры и потенциальыне клиенты (бизнес-планы и предложения).
СМИ предоставляют информацию экономического и политического характера. Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников. Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознакомиться с результатами исследований различных организаций. Электронная продукция — центральное звено информационных технологий. Она является важнейшим средством скоростной транспортировки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индустриальному обществу и постепенно исчезающие в обществе информационном.
Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятельность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:
Ø повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг);
Ø оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;
Ø формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (налоговую инспекцию, учредителям, акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью организации;
Ø поддержание технологии единого информационного пространства (в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации) и др.