Понятие информационного ресурса

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические) на информационный ресурс.

Данный термин начал широко использоваться в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в результате осознания растущей зависимости промышленно-развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.

C ним связаны термины:

- национальные информационные ресурсы (в том числе - государственные и негосударственные ресурсы);

- информационные ресурсы территориально-административных образований, фирм (организаций), их подразделений.

В общем случае под информационными ресурсами (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении. ИР отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях, а также более сложных моделях действительности.

Виртуальные (информационные) ресурсы - информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм, доступные пользователям в режиме теледоступа по каналам глобальной связи, например Интернета.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»: Информационные ресурсы– отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Эти знания материализовались в виде

- документов;

- баз данных;

- баз знаний;

- алгоритмов;

- компьютерных программ;

- а также произведений искусства, литературы, науки.

Информационный ресурс – это семантическая информация, т.е. информация в виде понятийного знания.

Информационный ресурс имеет две неделимые стороны:



  1. формально-логическую (информационную);
  2. когнитивную (cognition – знание, познание; лат.).

Особенности информационного ресурса:

1. практически неисчерпаем;

2. имеет потенциальное значение (не самостоятелен);

3. по мере использования не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается;

4. эффективность повторного применения связана с эффектом повторного применения знаний;

5. является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил;

6. возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части;

7. превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи.

Существуют две формы информационных ресурсов как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечение данных и т.д.), если они не комплексные, т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.Пассивный информационный ресурс можно использовать только как источник информации (например, книга).

Активные формы: модель, алгоритм, проект, программа и база знания. Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм имеет разный научно-технический уровень и завершенность.Активный информационный ресурс предполагает определенное взаимодействие, в результате которого можно его изменить или получить новый ресурс (например, файл на диске).

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Формирование информационного ресурса (ФИС) – это центральная функция информационного процесса. Имеется в виду получение новой информации, обновление ресурса.

Информационный ресурс образуется при решении задач на базе организации информационных процессов (ОИП). Стыковка отдельных фаз информационного процесса (сбор, обработка, передача и др.) осуществляется путем реализации процедур (РП). Под процедурами понимаются процессы преобразования, кодирования, модуляции. Процедуры автоматизируются путем реализации информационно-вычислительных работ

Наши рекомендации