Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа
Пять спичечных коробков, склеенных между собой.
-В первый коробок вкладываем картонные фишки (квадратики/ прямоугольники/ кружочки – на ваше усмотрение) красного цвета для обозначения гласных звуков.
-Во втором коробке фишки синего цвета для обозначения глухих твердых согласных звуков.
-В третьем – фишки зеленого цвета для обозначения мягких глухих согласных звуков.
-Четвертый коробок: синие фишки с желтым треугольником – для обозначения звонких твердых согласных звуков.
-Пятый коробок: зеленые фишки с желтым треугольником – для обозначения звонких мягких согласных звуков.
Размер фишек произвольный. 5 – 7 шт.
Простой карандаш
Касса букв
Вырезанные буквы в кассе располагаем на правой стороне.
Убедительная просьба – следить за порядком в кассах букв (буквы часто выпадают из кармашков). Слоги, цифры и т.д. в кассе не живут!
Тетрадь в крупную клетку (12-18 листов).
Для закрепления полученных знаний детьми в домашних условиях разработан «Альбом упражнений по развитию речевого (фонематического) восприятия, подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет (II год обучения)», в котором проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для детей и их родителей форме. Найти «Альбом» можно в группе «Логопед Т. Терентьева г. Сыктывкар» на сайте www.vc.com (см. «Обсуждения») или в электронном виде – спросить у воспитателей группы.
Кружок «АБВГД-ейка» II год обучения
Памятка для родителей
Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа.
1.Звук — то, что мы слышим и произносим. Увидеть и потрогать звуки нельзя.
2.Буква — то, что можем увидеть и прочитать. Можем потрогать, слепить из пластилина, выложить из палочек и т.п.
3.Звуки бывают гласные и согласные:
-Гласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. Гласные звуки обозначаются красным цветом.
4.Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.
Согласные звуки:
твердые – обозначаются синим мягкие – обозначаются зеленым
цветом цветом
твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух
Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ,
Т, Ф, X МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ
-всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
-всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
5. Согласные звуки:
звонкие глухие
голосовые связки работают голосовые связки не работают
(горлышко дрожит): (горлышко не дрожит):
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ
Обозначение: добавляется желтый
треугольник на фишке.
Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе
голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло.
Ребенок произносит какой-либо звук, прикладывает ладонь тыльной стороной к горлу. Если при произнесении звука горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если горлышко «не звенит», звук – глухой.
6.Слово: слова нужны для того, чтобы называть предметы вокруг нас. Графическое изображение слова (=схема слова) –
7.Обозначение места звука в слове.В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик:
Звук в начале слова (=первый звук в слове): | Звук в середине слова: | Звук в конце слова (=последний звук в слове): |
8.Слова состоят из частей – слогов. Чтобы узнать, сколько слогов в слове, это слово надо отхлопать (хлопок делается на каждый слог).
Слоговая схема слова. Ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему.
Например:
машина — 3 слога часы – 2 слога дом – 1 слог
9.Предложение: рассказывает нам о чем-либо, сообщается какая-то информация. Из предложения узнаем что-то новое. Предложение – состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Схема предложения:
.
10.Составление схемы предложения:
Образец:
Мама купила молоко. – Одно предложение
.
Мама купила молоко. – Три слова в предложении.
.
слово, написанное
с заглавной (большой) буквы