Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа

Пять спичечных коробков, склеенных между собой.

-В первый коробок вкладываем картонные фишки (квадратики/ прямоугольники/ кружочки – на ваше усмотрение) красного цвета для обозначения гласных звуков.

-Во втором коробке фишки синего цвета для обозначения глухих твердых согласных звуков.

-В третьем – фишки зеленого цвета для обозначения мягких глухих согласных звуков.

-Четвертый коробок: синие фишки с желтым треугольником – для обозначения звонких твердых согласных звуков.

-Пятый коробок: зеленые фишки с желтым треугольником – для обозначения звонких мягких согласных звуков.

Размер фишек произвольный. 5 – 7 шт.

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

Простой карандаш

Касса букв

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа - student2.ru

Вырезанные буквы в кассе располагаем на правой стороне.

Убедительная просьба – следить за порядком в кассах букв (буквы часто выпадают из кармашков). Слоги, цифры и т.д. в кассе не живут!

Тетрадь в крупную клетку (12-18 листов).

Для закрепления полученных знаний детьми в домашних условиях разработан «Альбом упражнений по развитию речевого (фонематического) восприятия, подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет (II год обучения)», в котором проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для детей и их родителей форме. Найти «Альбом» можно в группе «Логопед Т. Терентьева г. Сыктывкар» на сайте www.vc.com (см. «Обсуждения») или в электронном виде – спросить у воспитателей группы.

Кружок «АБВГД-ейка» II год обучения

Памятка для родителей

Развитие речевого (фонематического) восприятия, навыков звукового анализа.

1.Звук — то, что мы слышим и произносим. Увидеть и потрогать звуки нельзя.

2.Буква — то, что можем увидеть и прочитать. Можем потрогать, слепить из пластилина, выложить из палочек и т.п.

3.Звуки бывают гласные и согласные:

-Гласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. Гласные звуки обозначаются красным цветом.

4.Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.

Согласные звуки:

твердые – обозначаются синим мягкие – обозначаются зеленым

цветом цветом

твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух

Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ,

Т, Ф, X МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ

-всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

-всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

5. Согласные звуки:

звонкие глухие

голосовые связки работают голосовые связки не работают

(горлышко дрожит): (горлышко не дрожит):

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ

Обозначение: добавляется желтый

треугольник на фишке.

Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе

голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло.

Ребенок произносит какой-либо звук, прикладывает ладонь тыльной стороной к горлу. Если при произнесении звука горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если горлышко «не звенит», звук – глухой.

6.Слово: слова нужны для того, чтобы называть предметы вокруг нас. Графическое изображение слова (=схема слова) –

7.Обозначение места звука в слове.В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадратик:

Звук в начале слова (=первый звук в слове):     Звук в середине слова: Звук в конце слова (=последний звук в слове):

8.Слова состоят из частей – слогов. Чтобы узнать, сколько слогов в слове, это слово надо отхлопать (хлопок делается на каждый слог).

Слоговая схема слова. Ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему.

Например:

машина — 3 слога часы – 2 слога дом – 1 слог

9.Предложение: рассказывает нам о чем-либо, сообщается какая-то информация. Из предложения узнаем что-то новое. Предложение – состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Схема предложения:

.

10.Составление схемы предложения:

Образец:

Мама купила молоко. – Одно предложение

.

Мама купила молоко. – Три слова в предложении.

.

слово, написанное

с заглавной (большой) буквы

Наши рекомендации