Iv развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Произвести анализ слов бинт и бант. Сравнить их звуковой состав.

2. Сравнить звуковой состав слов забыли и забили. Сколько гласных
звуков в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

3. Определить место звуков б и бь в слове бубен.

4. Какие слова получатся?

1-й звук — б, 2-й звук — а, 3-й звук — к. 1-й звук — бь, 2-й звук — и, 3-й звук — м.

Звуки б, бь — л, пь

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ

1. Произнести звуки б, бь и я, пь.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Охарактеризовать звуки.

II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Поднять руку, услышав в слове звуки л, пь (или б, бь)1.

Брюки, песня, бабочка, берёза, пила, потолок, пирог, клубок, копейка, кабина, сапог.

Бегаю, падаю, пишу, пою, бужу, бросаю, копаю, обедаю.

Ill ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ь, ВЬ — П, ПЬ

Звуки б, бь и л, л» в слогах

1. Повторит'ь ряды слогов.

па-ба пе-бе ба-па-па бна-пна-бна

бо-по бе-пе ба-ба-па пли-бли-пли

бу-пу пи-би пи-пи-би зба-спа-спа

бы-пы би-пи пи-би-би спа-зба-спа

2. Игра «Наоборот»(см. с. 64). Ученикам предлагаются слоги разной
структуры.

3. Повторить ряды слогов.

а) ба-ба-па ба-ба-па
па-па-ба па-па-ба

б) пи-би-би пи-би-би
би-пи-пи би-пи-пи

Звуки б, бь и л, ль в словах

1. Назвать картинки. Определить, в каких словах есть звуки б, бь, а в
каких — звуки я, пь. Расставить картинки в два ряда. Д Рис. 320—331.

Бак, бык, паук, букет, банка, папка, пастух, бинт, петух, билет, пальто, собака, капуста, спутник, автобус, апельсин.

2. Повторить ряд слов в данной последовательности.

Бант, бинт, паук, петух; кепка, папка, бублик, банка; буфет, билет, пакет, букет.

3. Закончить предложения. При повторном прослушивании закончить
предложения с помощью вопросов к картинкам.

На соднце вредно находиться (без чего?) ... (без панамы). Павлик выжимал сок (из чего?) ... (из апельсина). Щи — это суп (с чем?) ... (с капустой).

Дети могут поднимать карточки с условным обозначением звонкого согласного звука.

Звуки б, бь и п, пь в предложениях

1. Повторить предложения за учителем и назвать слова со звуками б,
бь, а потом — со звуками п, пь,

У Томы в косах бант. Мы запустили новый спутник. Вкусен суп из бобов! Люба и Поля любят собак.

2. Игра «Кто больше запомнит?».(Наращивание предложений.)

У Поли букет. У Поли букет и папка. У Поли букет, папка и билет. У Поли букет, папка, билет и апельсин.

3. Дать полные ответы на вопросы учителя к картинкам. • Рис. 123—
126. Назвать слова со звуками б, бь, а потом — со звуками п, пь.

Что ест Люба? — Люба ест апельсин.-Что купили Павлику? — Павлику купили бинокль. Что снимает Люба? — Люба снимает пальто. Кого обнимает Павлик? — Павлик обнимает маму.

4. Составить предложения из данных слов по вопросам учителя.

Поля, заплетать, коса.

Павлик и Люба, сесть, в автобус.

Павлик и Люба, лепить, зимой, баба.

5. Определить количество слов в предложении. Составить его схему.
Люба снимает пальто.

* 6. Повторить предложения за учителем. Назвать слова со звуком б.

Люба зимой носит валенки, а летом — тапки. Вова летом носит панаму, а осенью — кепку.

Звуки б, бь и п, ль в текстах

1. Прослушать текст. Повторить за учителем по одному предложению.
Ответить на вопросы. Назвать слова со звуками б, бь или п, пь.

Летом Люба и Пахом были у бабы Полины. Они бывали в лесу. Купались, ели малину. Они сели на поезд и поехали к маме и папе.

У кого были Люба и Пахом?

Как они- отдыхали? .

Как они вернулись домой?

2. Прослушать текст. Ответить на вопросы к картинке. Выучить текст.

• Рис. 127. .

Павлик и Люба ходили в зоосад. Там были обезьяны, пони, утки. Забав­ные обезьяны ели бананы и апельсины. Люба и Павлик катились на пони.

Куда ходили Люба и Павлик? На ком катались Люба и Павлик? Что делали обезьяны?

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести анализ слова паук.

2. Сравнить звуковой состав слов-действий пили и били.

3. Какие слова получатся?

1-й звук — п, 2-й звук — у, 3-й звук — х. 1 -и звук — б, 2-й звук — ы, 3-й звук — к.

4. К какому из данных слов подходят эти схемы Ц 25?
Кубик, пили, бык, паук.

Сколько гласных звуков в каждом- слове? Сколько слогов в каждом слове? Почему?

Дополнительный словарь

Полюбить, побывать и другие глаголы с приставкой по-.

ЗВУК ТЬ

Словарь

I. Слова без стечения согласных

Существительные

Тюль, тень, сеть, путь, тётя, утюг, метель, утёнок, котёнок, те­лёнок, ботинок, телефон, паутина, занятие.

Глаголы

Пить, петь, мыть, лить, пилить, лететь, купить, косить, хотеть, мяукать, баюкать, поливать.

Прилагательное

Тихий.

Паре чие

Тихо.

Числительное

Пять.

Наши рекомендации