Педагогические задачи
Основная цель изучения данного раздела курса социальной информатики состоит в том, чтобы более глубоко раскрыть общецивилизационное значение современной глобальной информационной революции. Слушатели должны усвоить, что те экономические, социальные, культурологические и геополитические последствия, которые уже сегодня можно прогнозировать как закономерный результат этой революции, столь глубоки и масштабны, что есть все основания говорить о том, что человеческое общество сегодня осуществляет переход на принципиально новый уровень своего развития.
На нашей планете формируется новаяинформационная цивилизация.
При изучении данного раздела внимание слушателей последовательно концентрируется на следующих основных аспектах становления информационной цивилизации.
В первую очередь рассматриваются отличительные особенности современной глобальной информационной революции. При этом должны быть раскрыты те ее главные тенденции, развитие которых и позволяет говорить о том, что их общим результатом станет не очередной этап научно-технического прогресса, а именно изменение всего образа жизни людей, их профессиональной деятельности и культуры.
Затем анализируютсяотличительные особенности информационной цивилизации, проявляющиеся в экономической сфере, в изменении роли человеческого потенциала в развитии общества, формировании сетевых экономических и социальных структур общества, развитии новых видов информационных коммуникаций.
После этого анализируются основные тенденции развитиясоциально-экономической структуры общества, обусловленные его все большей глобализацией и информатизацией. При этом приводятся примеры и количественные оценки наблюдающихся уже сегодня тенденций в изменении структуры занятости населения, городской и сельской инфраструктуры, повышении роли технократии в жизни общества.
В заключительной части раздела рассматриваются новыеглобальные проблемы развития информационной цивилизации. В их числе: глобализация индивидуального и общественного сознания, новый этап интеллектуализации общества, новая парадигма в науке и формирование информационного мировоззрения, дальнейшее развитие экранной культуры и искусства и, наконец, проблема сохранения традиционных национальных культур, деформирующихся и разрушающихся под воздействием процесса глобализации.
Анализируются причины и направления этих новых социально-экономических и психологических феноменов, их связь с процессом глобализации и информатизации общества, показываются признаки и примеры их проявления в различных сферах общества: экономике, политике, науке, культуре и образовании.