Этапы решения педагогической задачи. Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.
9. Педагогический контроль как элемент педагогической деятельности. Специфические особенности контроля на уроке, во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности. Виды, функции, формы, методы и средства контроля. Условия их эффективного применения.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения.

Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Виды контроля:

· Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.

· Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

· Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.

· Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Функции педагогического контроля:

· Диагностическая: контроль – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся

· Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала.

· Воспитательная функция контролязаключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли.

Методы контроля обучения:Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих.

· Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени.

· Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы (диктанты, изложения, сочинения). Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).

· Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках - с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков.

· С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Но этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

· Часто учащимся не доверяют работать самостоятельно, то есть ограничиваются возможности самоконтроля. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

· Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе.

Условия эффективности педагогического контроля:

· своевременная и точная информация о положении дел в школе.

· действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается. Контроль - не самоцель.

· высокая культура проверяющих, их компетентность.

10.Технологии проблемно-развивающего обучения.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Цели технологии проблемного обучения:
• усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания),
• формирование, и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника,
• развитие индивидуальных способностей,
• в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Основными понятиями проблемного обучения являются “проблемная ситуация” и “учебная проблема”.
Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления - в проблемной ситуации” (С.Л. Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.
Учебная проблема - являетсясодержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новые для ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. Задача или вопрос являются учебной проблемой при наличии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание указывает направление поиска; при наличии достаточных опорных знаний для решения проблемы.

6 методов проблемно-развивающего обучения:1) монологический метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
2) показательный метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.
3) диалогический метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности.
4) эвристический метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы с решением познавательных задач.
5) исследовательский метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.
6) алгоритмический метод обучения - это обусловленная принципами обучения система правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.

Три уровня реализации технологии проблемного обучения:
• Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения.
• Второй уровень отличается тем, что у ученика вырабатывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата.
• И, наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге возникает способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, находить проблему, а затем - правильный ответ.

Если учитель видит, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности и переведя учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

Особенности использования технологий проблемно-развивающего обучения на уроках ИЯ.
Для правильного построения урока ИЯ для учителя необходимо обозначить следующие задачи:

Обучающие: сформировать у школьников учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах,

Развивающие – развить у школьниковспособность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,

этикетные нормы (речевой такт и поведение)

Воспитательные: совершенствовать нравственные качества личности учащихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество),

выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,

знакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.


Проблемное обучение ИЯ можно определить как деятельность учителя по созданию и использованию на различных стадиях обучения иноязычных заданий, направленных на активизацию мыслительной и речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения социокультурными знаниями и умениями, речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями. Тогда, проблемное учение применительно к ИЯ можно определить как иноязычную деятельность учащихся по овладению речевыми навыками т коммуникативно-речевыми умениями в комплексе с навыками и умениями творческой индивидуальной и коллективной деятельности посредством систематического решения познавательно-поисковых, коммуникативно-познавательных, коммуникативно-речевых задач при порождении устного и письменного текста.»
Можно выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая.

Проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений, что очень полезно для изучения ИЯ.

11.Понятие о новых информационных технологияхИнформационными технологиями обучения называют все техноло­гии, использующие специальные технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, сущность которой заключается в том, что учащийся получает информацию «порциями», с осуществлением постоянного контроля за усвоением каждого раздела; до тех пор пока информация им не усвоена, дальнейшее продвижение невозможно.

Концептуальные положения

Обучение – это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление ПК к инд. осо­бенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обу­чения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем ти­пам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с ПК.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения оч. велики.

Компьютер может быть использован на всех этапах процесса обучения.

Типы компьютерных программ:

Обучающие программы:

целостные мультимедийные учебники;

тематические информационные программы;

электронные энциклопедии,

Особенностями содержания обучающих компьютерных программ являются:

неограниченные возможности расширения и обогащения учебной информации;

возможность выбора пользователем нелинейной логики ознакомления с информацией;

«пошаговая» подача учебного материала.

Диагностирующие компьютерные программы строятся на основе применения тестологических процедур и помогают определить:

уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по предмету;

особенности психофизического развития ребенка;

сформированность тех или других черт и качеств личности.

Моделирующие программы используются для воссоздания и решения проблемных ситуаций самого различно рода, с их помощью у учащихся формируются умения анализа, проектирования и поиска оптимальных решений, развиваются творческие способности. Особенности методики обучения с использованием компьютера заключаются прежде всего в том, что компьютер – интерактивное средство обучения, обладающее способностью «откликаться» на действия ученика, вступать с ним в «диалог». Компьютер объединяет в себе методы словесные, наглядные и практические.

В этом аспекте компьютер может выступать:

в роли источника информации качественно нового уровня;

в качестве тренажера для отработки различных умений и навыков;

в качестве рабочего инструмента;

в качестве средства диагностики и контроля
12 Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).

стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:

Наши рекомендации