Цель: Развитие умения различать слова с ь и ъ, распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку.
Москва 2012 год
Тема:«Разделительные Ъ и Ь знаки»
Образовательные задачи: Развитие умения различать слова с ь и ъ, распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку.
Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, внимательность.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
Конспект | Тетрадь. Ручка, карандаш. Учебник. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент (2мин) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Приготовьтесь к уроку, пожалуйста. Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Здороваются. Садятся. Готовятся. |
Вводная часть (3 мин) | -Посмотрите на доску и определите, что случилось со словами: Судя,вюга, жилё, плате,листя Отехать, обяснить, сёжился - Ребята, вы наверное уже догадались, о чём мы будем говорить на уроке. Кто может назвать тему урока? | В словах не хватает Ъ и Ь знака Разделительные Ъ и Ь знаки |
Новая тема (3мин) (5мин) (6мин) | -Откройте ваши учебники и прочтите тему урока, затем правило. -Теперь, не глядя в учебник, расскажите правило. (спрашиваю) -Читаем дальше и отвечаем на вопросы: · Перед какими буквами и для чего употребляются разделительные знаки Ъ и Ь? · Когда пишется Ъ, а когда Ь? · · Какой разделительный знак всегда пишется перед И? (Ь) Вызываю одного ученика, чтобы вставить пропущенные буквы на доске. -Сейчас я буду диктовать вам слова, вы должны будете распределить их в 2 столбика: Разделительный Ъ и Ь. Шьет, воробьи, подъем, съел, пьют, обезьяна, льют, счастье, отъезжать, объединение, разъяснение. -теперь назовите, что получилось в 1 столбике? -Во втором? Проверка: Шьет подъем воробьи съел счастье отъезжать пьют объединение обезьяна разъяснение льют | Читают про себя. Рассказывают правило. Разделительный ь пишется в корне слова, после согласных , перед буквами е, е, ю, я, и. Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем,после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквамие, е, ю, я Делают таблицу. Заполняют. Проверяют. |
Закрепление (24мин) | Давайте выполним упражнение 57. Прошу прочитать его вслух всему классу. Вызываю к доске учащихся (по 2 слова), остальные пишут в тетрадях. (Работа по цепочке) -Отгадай загадки. В словах есть ь или ъ знаки. Напишите через запятую. 1.Снежная буря, метель. (Вьюга) 2.Мастерская по изготовлению одежды. (Ателье) 3. Недоеденные куски. (Объедки) 4. Одной рукой - всех встречает, другой рукой всех провожает. (Дверь) 5.Домики для пчел. (Ульи) 6. Отец, мать, дети все это ….(Семья) 7.Есть грибы ядовитые, а есть ..(Съедобные) 8. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы) 9. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье) | Выходят к доске, пишут, объясняют. Отгадывают. Записывают. |
Домашнее задание (2мин) | -Домашним заданием у вас будет упражнение 56.Пожалуйста, запишите. |
Резерв:
· Вызываю к доске по 1 человеку на 5 словосочетаний.
-Разъяренный зверь, съежиться от холода, объяснить задачу, льется дождь, разъединить провода
-большой объем, разувериться, сузить юбку, подъезд, вьет
гнездо
-серьезная опасность, удивительная брошюра, жюри областного
конкурса парашютистов.