III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя
а) Заготовка квадрата.
—Как называется искусство, которым мы сейчас занимаемся? (Оригами.) Расшифруйте название. (Складывать бумагу.)
—Для чего же нам нужны ножницы? (Заготовить квадрат.)
Современные мастера оригами выполняют изделия не только из квадратов, но и из прямоугольников, треугольников, пятиугольников и даже из .круга. Основной формой считается квадрат.
Ученики заготавливают квадрат, складывая лист цветной бумаги на уголок и отрезая лишнюю часть в виде выступающего прямоугольника.
В ходе работы учитель обращает внимание на правила сгибания бумаги:
1.Сгибать бумагу на столе, а не на весу.
2.Сгибать бумагу от себя.
3.Линию сгиба слегка приглаживать ребром руки.
Изготовление павлина.
—Можно ли превратить воздушного змея в павлина? (Можно.)
—Для изготовления павлина нам надо сложить базовую форму «воздушный змей». А затем выполнить складки внутрь.
Организуется коллективная работа с комментированием по изготовлению павлина (учебник, с. 40).
Ученикам, которые самостоятельно и качественно справились с изделием, предлагается выполнить чайку по технологической карте учебника (с. 41).
IV. Заключительный этап.
1. Анализ работ и подведение итогов.
Дети демонстрируют свои поделки и комментируют, что бы они сделали следующий раз по-другому. (Складывал бы бумагу аккуратнее, голову птицы сделал бы больше, хвостик украсил бы аппликацией, выполнял бы самостоятельно или попросил бы помощи у товарища и т. д.)
2. Рефлексия.
—Для чего люди придумали оригами, для чего могли понадобиться
бумажные фигурки?
—В какой стране появилось и развивалось искусство оригами?
—Что помогает изготовить поделку? (Условные обозначения, аккуратность, старание.)
—Какая поделка оригами стала символом мира? (Бумажный журавлик.)
Самый большой квадрат бумаги, использовавшийся для оригами, имел сторону 33 м. Из него в 1995 году в японском городке Маебаши сложили традиционного журавлика.
— Кому из вас захотелось сложить такого журавлика самостоятельно
или с родителями? Для этого вам понадобятся технологическая карта и уме
ние выполнять складку внутрь, а еще старание и боль
шое желание.
Ученики получают технологические карты (см. приложение «Журавлик счастья», с. 108.)
3.Информация о подготовке материалов и инструментов к следующему уроку.
Организация уборки рабочих мест.
Тема: Изготовление изделий из бумаги и картона Конструирование в технике оригами (базовая форма «Квадрат»)
Задачи:закреплять умения сгибать бумагу, работать по технологической карте с условными значениями оригами; познакомить с условными обозначениями: «раскрыть деталь», «повторить действия», «тяни, тащи»; учить складывать базовую форму «квадрат» и на ее основе — коробочки; создавать условия для развития пространственной ориентации, образного мышления; содействовать воспитанию аккуратности, формированию гуманистического мировоззрения.
Оборудование: бумажные журавлики, изготовленные детьми, образцы коробочек в технике оригами, фотографии композиции «Замок на океане», образцы или иллюстрации поделок в технике оригами и кириками для сравнения, карточки с изображением азбуки оригами, тренировочные квадраты со стороной 10 см у учащихся, карточки с изображением новых условных знаков и их названиями, листочки с зашифрованными высказываниями по одному на парту, цветная бумага, ножницы, фломастеры, записки с пожеланием для каждого ученика, белая рефлексивная шляпа.
Ход урока
I. Организационный этап.
* * *
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна —
Про девочку, которая была облучена.
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
«Когда увижу солнышко?» — спросила у врача.
(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
И врач ответил девочке: «Когда пройдет зима,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама».
— О чем эта детская песенка? (Ученики вспоминают сведения о трагедии в Хиросиме, судьбе детей Хиросимы и символе мира — журавлике.)
Поднимите вверх и покачайте над головой журавликов, которых вы изготовили сами. Что можно пожелать людям в такие моменты истории?
Сегодня техника оригами поможет создать нам волшебные коробочки — коробочки «желаний». Сейчас идут светлые праздники — Рождество и колядки. Во время этих праздников люди задумываются не о себе, а о судьбе мира и загадывают желания о счастье и благополучии всех людей на Земле. Вы тоже попробуете придумать пожелание для людей мира и положить его в «волшебную коробку», изготовленную своими руками. Если дело будет сделано с душой, то это пожелание непременно сбудется.