Текущий инструктаж учителя и самостоятельная работа учеников

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: « Теория и методика обучения технологии и предпринимательству»

Тема: «Методика проведения занятий по разделу «Моделирование и конструирование фартука»

Выполнила: студентка 9306Вгр. III к.

Факультета педагогического образования

Шнейдер

Светлана

Фанисовна

Научный руководитель

Насырова

Эльмира

Фанилевна

Сургут 2012

Содержание

1) Календарно- тематическое планирование …….3

2) Введение………………………………………….…5

3)План конспект ..………………………………….....6 4)Карточка- задание………………………………….12

5)Список литературы………………………………..13

Календарно-тематический план для учащихся 7 классов  
№п/п тема урока дата проведения практическая работа примечания  
1-2 Вводное занятие. 03.09-08.09 Первичный инструктаж учащихся по охране труда. Знакомство с кабинетом.  
3-4 Гигиена девушки.Общие сведения из истории костюма,причёски и косметики.повседневный и празднечный макияж. 10.09-15.09 Массаж лица, дневной и вечерний макияж. 4 ч.
5-6 Общие сведения о волосах,уход за волосами,элементы причёски (коса,волна,пробор,жгут,локон). Средства и инструменты для ухода за волосами. 17.09-22.09 Плетение кос разными способами.    
7-8 Кулинария.16 ч.Физиология питания.Виды мясного сырья.Первичная обработка мяса.Тепловая обработка мяса. 24.09-29.09 Технология изготовления фарша.  
9-10 Итальянскя пицца с фаршем. 01.10-06.10 Технология изготовления итальянской пиццы с фаршем.    
11-12 Сервировка стола. 08.10-13-10 Сервировка стола к завтраку.    
13-14 Изучение кулинарных обрядов и традиций разных народов. 15.10-20.10 Выступление с докладом.    
15-16 Японская кухня. 22.10-27.10 Технология изготовления ролл и суши.    
17-18 Итальянская кухня. 29.10-03.11 Технология приготовления итальянской пасты.  
каникулы  
19-20 Технология приготовления блюд из теста.Сладкие блюда. 12.11-17.11 Технология изготовления песочного теста("Банановый маффин")  
21-22 Технология приготовления горячих бутербродов. 19.11-24.11 Горячие бутерброды с ветчиной и сыром.    
23-24 Элементы материаловедения.Классификация текстильных волокон. 26.11-01.12 Изучение свойств нитей основы и утка,определение свойств тканей из натуральных волокон.    
25-26 Элементы машиноведения.Работа на швейной машине.8 ч.Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. 03.12-08.12 Разборка и сборка челнока.    
27-28 Принцип образования двухниточного машинного стежка.Приём закрепления строчки обратным ходом машины. 03.12.08.12 Заправляем машинку.Выполнение строчки на образце.  
29-30 Классификация машинных швов. 03.12-08.12 назначение швов, стачной, запошивочный,двойной,накладной с закрытым срезом,окантовочный тесьмой).    
31-32 Изготовление образцов машинных швов. 10.12-15.12 Изготовление образцов на лоскутах ткани.    
33-34 Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.28 ч.Женские платья. Виды платьев. 17.12-22.12 Зарисовка эскизов.Ответы на вопросы.    
33-34 Силуэт и стиль в одежде.Требования предъявляемые к одежде. 24.12-29.12 Отвечаем на вопросы.Эскиз делового и повседневного костюма.    
каникулы  
35-36 Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом 14.01-19.01 Снятие мерок,записать исходные данные в тетрадь.    
37-38 Изделие с цельнокроенным рукавом. 21.01-26.01 Подготовка ткани к раскрою.Готовим индивидуальный эскиз.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом.    
39-40 Моделирование плечевого изделия с цельнокроенным рукавом. 28.01-2.02 Прокладываем контрольные линии,скалываем и вырезаем детали.    
41-42 Подготовка деталей кроя к обработке. 04.02-09.02 Скалываем,затем смётываем выточки а также боковые срезы    
43-44 Подготовка изделия к первой примерке. 11.02-16.02 Примерка изделия,устранение дефектов.    
45-46 Способы обработки горловины. 18.02-23.02 Обработка горловины подкрайной обтачкой,кружевом.    
47-48 Способы обработки пройм 25.02-02.03 Обработка проймы подкрайной обтачкой,швом в подгибку.    
49-50 Обработка нижнего среза изделия.Окончательная отделка изделия. 04.03-09.03 Вторая примерка.Обработка нижнего края изделия швом вподгибку.    
51-52 Виды женского лёгкого платья и бельевых изделий.Эксплуатационные гигиенические и эстэтические требования. 11.03-16.03 работа на парогенераторе,отвечаем на вопросы.    
53-54 Влажно тепловая обработка изделия.Требования к качеству готового изделия. 18.03-23.03 Выполнение эскизов в цвете,и монохромных тонах.  
каникулы  
55-56 Цвет в костюме, зрительные иллюзии. 08.04-13.04 Эскиз костюма эпохи возрождения.  
57-58 Модные тенденции. История костюма. 15.04-20.04 отвечаем на вопросы.  
59-60 Уход за одеждой.Ремонт одежды. 22.04-27.04 Заплата,заплата в виде аппликации.  
61-62 Уход за кожаными и замшевыми изделиями 29.04-04.05 Чистим замшевую обувь.    
63-64 Интерьер жилого дома.Интерьер детской комнаты. 06.05-11.05 Эскиз детской комнаты для девочки-подростка.    
65-66 Роль цветов в интерьере. 13.05-18.05 Эскиз комнатного растения,выступление с докладом.    
67-68 Рукоделие.Цветы из ткани. 20.05-25.05 изготовление декоративных цветов из ткани,методом опаливания краёв.    

Введение

Процесс изготовление швейного изделия можно разделить на три основные части: конструирование, моделирование, и изготовление швейного изделия.
Учебно-методическое пособие посвящено разработке второго этапа изготовления одежды – моделированию.
Моделирование – это творческий процесс разработки новых моделей, создание и изменение выкроек нанесением конструктивных и декоративных линий. Оно служит, для того чтобы по основе построенного чертежа можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий, которые могут быть как самостоятельными вещами, так и составлять часть комплекта одежды.
К сожалению, на сегодняшний день при изучении моделирования возникает ряд трудностей, такие как: частичное или полное отсутствие описания по моделированию швейного изделия, нехватка учебной литературы, отсутствие вариантов инструкционных карт, все это существенно осложняет подачу изучаемого материала.
Цель учебно-методического пособия является дать ученикам полные знания о моделирование одежды доступным путем с учетом их возрастных особенностей.
Для этого используются инструкционные карты, так как они способствуют развитию самостоятельности учащихся, активизируют мыслительную деятельность, повышают их инициативу, позволяют учитывать их индивидуальные возможности, более рационально использовать учебное время и способствуют успешному овладению новых знаний. Также используются чертежи швейных изделий, в которых более наглядно показано положения точек и линий на плоскости.
Все это с легкостью поможет ученикам овладеть всеми тонкостями моделирования швейных изделий.

ПЛАН КОНСПЕКТ

Тема: «Моделирование и конструирование фартука».

Цели и задачи урока:1) Образовательная : формировать знания и умения об основных приёмах моделирования. Научить учащихся наносить модельные особенности на чертеж, и изменять его в соответствии с моделью.
2) Воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;
3)Развивающая: развивать навыки использования режущих и измерительных инструментов при работе с бумагой и тканью.

Оборудования и приспособления:

1. Инструменты и приспособления: ножницы, лекала, линейка закройщика (М 1 : 4), угольник, карандаш, ластик, чертеж основы фартука, сантиметровая лента, тесёмка на талию, бумага для выкройки.

2. Эталон изготовляемой детали (выкройка).

3. Эталон изготовляемого изделия (фартук).

4. Инструкционная карта (прил.1)

5. Эскизы фартука (рис 1).

ХОД УРОКА:


1)Организация урока: Приветствие, контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию.(1-2 мин).

2)Повторение пройденного материала. Вопросы к классу: из каких деталей состоит фартук? На какие конструктивные пояса можно разделить фигуру человека? Что такое моделирование? В чем заключается процесс моделирования? Кто занимается созданием моделей одежды? Какие мерки надо снять для построения чертежа фартука? Что можно изменить в выкройке фартука при моделировании?(15 мин).

3)Изложение нового материала:


Сегодня мы продолжим изучение раздела «конструирование и моделирование». Что такое конструирование вы узнали на предыдущем уроке, а сегодня на уроке мы с вами изучим, что такое моделирование, познакомимся с правилами моделирования и поработаем художниками конструкторами. Итак, фартук (или завеса) является частью русского народного костюма. Он богато украшался (вышивкой, аппликацией, нашивками шёлковых лент) и служил дополнением к костюму. В наше время фартуки могут иметь различное назначение: женские, мужские, детские, повседневные нарядные. Для пошива фартука используются в основном хлопчатобумажные и льняные ткани, гладкокрашеные и с рисунком. Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная. Основные требования, которые предъявляются к фартукам, и конечно ко всей современной одежде - утилитарность, эстетичность. Назначение фартука предохранять одежду от загрязнения. Фартуки бывают с нагрудником и на поясе .Для того чтобы сшить любое швейное изделие, сначала необходимо, снять мерки и сделать чертёж. Мерки это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения Мерки: Ст = 31 см, Сб = 40 см, Дн = 15 см, Днч =35 см.

Прибавки: Пб = 3 см.(15 мин.)

Вводный инструктаж:

1)Последовательностьвыполнения практической работы:

*Снять мерки, (СТ, Сб , Дн, Днч. )записать в тетрадь исходные данные. Для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных линий на фигуре и соблюдать следующие правила.

Мерки снимают по правой стороне фигуры.

Талию предварительно опоясывают шнурком.

При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.

Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Для построения чертежа-фартука снимают следующие мерки:

Дн — длина нагрудника. Снимается от линии талии вверх до желаемой длины.

Днч — длина нижней части фартука. Снимается от линии талии вниз до желаемой длины.

Ст — полуобхват талии. Снимается по горизонтали вокруг туловища на уровне талии. Мерка используется для определения длины пояса.

*Построение чертежа на миллиметровой бумаге. Текущий инструктаж учителя и самостоятельная работа учеников - student2.ru

*Моделирование фартука. Разработать индивидуальный эскиз фартука. Текущий инструктаж учителя и самостоятельная работа учеников - student2.ru Рисунок 1 – Модели фартуков: а– фартук с притачным нагрудником, б –цельнокроеный фартук, в – фартук со сложной нижней частью

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:


1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Ножницы

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.

2. На швейную машину не класть посторонние предметы.

3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.

7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.

8. Осторожно обращаться с педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила работы на швейной машине.

1. Маховое колесо вращать только на себя.

2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.

6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.

7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.

8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.

9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.

Текущий инструктаж учителя и самостоятельная работа учеников.

Целевой обход с целью проверки соблюдения техники безопасности.

Целевой обход с целью проверки готовности учеников к практической работе.

Подведение итогов практической работы и урока в целом.

Вопросы классу: что вы сегодня усвоили? Что больше всего понравилось? Какие бывают фартуки?(30 мин.)

Прил.1

Инструкционная карта фартука с притачным нагрудником (рисунок 1а)
Буквенное обозначение Название отрезков деталей Расчет, см
на типовую фигуру на себя
Обвести шаблон фартука
НТ Длина нижней части фартука  
Т Провести горизонтальную линию из т.Т Построение
ТТ1 = НН2 Отложить ширину нижней части фартука  
Т1Н2 Соединить точки Т1 и Н2 Построение
ТВ Длина нагрудника  
ВВ2 = ТТ2 Ширина нагрудника п/в = 11  
В2Т2 Соединить прямой линией точки В2 и Т2 Построение
Построение оборки
Ширина 6 см Длина 100 см Построить прямоугольник оборки 6 x 100  

Карточка -задание

Вариант I

Наши рекомендации