ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

1. После звонка все студенты без приглашения входят в вычислительный зал. Каждый из них сразу же садится за свой компьютер и начинает очередную работу без предварительных объяснений со стороны преподавателя, используя данный лабораторный практикум. К преподавателю он обращается только за помощью по мере необходимости. На первом занятии он должен получить у преподавателя номер компьютера, за которым он будет работать, и номер задания.

2. В большинстве работ полученные результаты сохраняются в памяти компьютера обязательно на одном логическом диске, специально выделенном для студентов. Его имя преподаватель сообщает на первом занятии. Это значительно упрощает последующий анализ результатов, организацию их хранения и подготовку компьютера к следующему семестру. В некоторых работах результаты фиксируются на бумаге.

3. На диске организуются папки (каталоги) для каждого преподавателя, а внутри них папки, название которых обязательно совпадает с номером группы. Если в одной и той же группе, один и тот же преподаватель ведет занятия по двум предметам, то к номеру группы добавляется первая буква названия предмета.

4. Имена всех файлов следует делать однотипными. В учебных задачах имя должно состоять из фамилии студента без инициалов и двухзначного порядкового номера. Буквы применяются только русские.

5. При лабораторных работах продолжительностью более одного часа студенты, не имеющие достаточного опыта работы, обязаны через каждые 10-15 минут сохранять сделанную работу в памяти компьютера с тем, чтобы при случайном ее уничтожении можно было восстановить большую ее часть.

6. По окончании учебного дня дежурный инженер или преподаватель обязан снять страховочную копию со студенческих дисков на всех компьютерах, так как бывают аварийные ситуации или случаи преднамеренного уничтожения чужих результатов. Они нужны для восстановления пропавших результатов по просьбе студента или преподавателя.

7. Во многих лабораторных работах необходимо использовать различные расчетные формулы. В тексте практикума они по возможности не приводятся, чтобы студенты имели возможность, подумать самостоятельно. Большинство из этих формул очевидно или для их составления достаточно знаний школьной арифметики. Остальные формулы даются на лекциях, и студенты обязаны их знать. Если они их забыли, и отсутствуют конспекты лекций, то необходимо посмотреть в одну из рекомендованных книг.

8. При выполнении работы через Интернет студент обязан направить электронное письмо закрепленному преподавателю с просьбой выслать задание. В ответ вместе с заданием высылается это пособие и «Положение», в котором описан порядок выполнения и оформления заданий через Интернет.

9. Если по Интернет выполняется не весь цикл работ, а только отдельные пропущенные работы, то возникают некоторые особенности в их выполнении.

10. Работы № 1 и 2 независимы и выполняются, как обычно.

11. Для выполнения работ № 3 и 4 нужны данные из предыдущей работы, поэтому ее приходится выполнять повторно. Поскольку она была уже выполнена в лаборатории под контролем преподавателя, то вспомнить ее несложно.

2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА

В производственной логистике одной из основных задач является упоря­дочение материальных потоков внутри предприятия, которое позволяет уменьшить простои станочного оборудования, время межоперационного пролеживания деталей, объем межоперационных заделов и суммарные затраты труда на изготовление деталей. В результате снижаются общее время изготовления изделия в целом и сумма замороженных во время изготовления средств. Ниже предлагается для учебных целей одна из этих задач, которая просто решается на универсальном программном обеспечении.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА

Цель работы: Освоения электронных таблиц Excel в практической работе и использование их при несложных расчетах, применяемых в производственной логистике, с которыми Вы уже знакомы по лекциям. Предполагается, что Вы уже были ознакомлены с электронными таблицами Excel в курсе «Основы компьютерной грамотности» или «Информатика», а поэтому имеете некоторый опыт их использования. В данной работе Вы только накапливаете навыки их применения при решении практических задач.

Постановка задачи: Вы успешно окончили институт, и работаете на заводе начальником производственного участка. Вам нужно рассчитать дли­тельность производственного цикла партии деталей, которая будет изго­тавливаться на Вашем участке. Все необходимые данные возьмите из указан­ного Вам преподавателем варианта Справочной таблицы. В первый из них добавлены строки с условными обозначениями всех параметров, которые предстоит рассчитывать, а в остальные добавьте их сами. При работе в Интернет нет проблемы нехватки времени, поэтому выполняются все варианты.

Допущения: Для упрощения расчетов принимается, что имеющийся в Вашем распоряжении станочный парк достаточен для изготовления всей партии деталей.

Порядок выполнения работы:

1. Войдите в операционную систему Windows.

2. Найдите на <Рабочем столе> или в программе <Проводник> иконку программы < Excel> и войдите в нее.

3. В появившемся поле, разлинованном на строки и столбцы, набейте в столбцы <A и B> сокращенные названия и условные обозначения только из первых двух столбцов выделенного Вам варианта Справочной таблицы, (см. табл. 1) включая заголовки из первой строки. Полные названия из третьего столбца не набиваются. Они приведены только, как расшифровки сокращенных названий. В столбец <С> набейте имеющиеся данные, т.е. только размер партии. Длительность каждой j-ой технологической операции набивается в 3 строке, начиная со столбца <D> и далее (в первом варианте примера это столбцы <D-G>). В каждом столбце набивается только одно число, иначе не удастся составить формулы.

4. В ячейки столбца <С> последовательно записываются формулы для расчета, приведенные ниже. Проверьте, что каждое из чисел в строке <3> записано в отдельном столбце. В первую ячейку <С3> записывается формула для расчета суммарной длительности циклов всех технологических операций для одной детали ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА - student2.ru или в обозначения Excel =D3+E3+F3+G3+ (напомним, что все формулы в системе Excel начинаются со знака равенства).

5. Используя команды из меню <Мастер функций>, запишите в ячейку <С4> формулу для выбора t гл, т.е. наибольшей длительности технологической операции детали (операция МАКС). Исходные данные для этой формулы возьмите из строки <3>.

6. Запишите в ячейку <С5> формулу суммирования для выбора t мj, т.е. наименьшей длительности из каждой пары смежных технологических операций детали. В обозначения Excel =E3+ E3+G3+. Эта формула получена следующим образом. Первая сравниваемая пара (D3 и E3). Из нее выбирается (E3), как наименьшая. Из пары (E3 и F3) выбирается тоже (E3), как наименьшая. Из пары (F3 и G3) выбирается уже (G3).

7. Запишите в ячейки <С6-С8> формулы для расчета длительности цикла обработки партии деталей при последовательном,

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА - student2.ru ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА - student2.ru или =n*C3

параллельном

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА - student2.ru или =(n-1)*C4+C3

и параллельно- последовательном

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА - student2.ru или =C6-(n-1)*C5

способах календарной организации процесса.

8. Запишите в ячейку <С9> формулу для расчета выигрыша во времени при переходе от последовательного к параллельно- последовательному способу.

9. Сохраните полученную таблицу в файле, поместив его в папке, име­ющей имя Вашей группы. Если она отсутствует, то создайте ее на выделенном диске. Имя файла обычное, т.е. фамилия студента русскими буквами и двухзначный порядковый номер.

10. Постройте гистограмму длительностей цикла обработки партии деталей, используя <мастер диаграмм>.

11. Сдайте выполненную работу преподавателю непосредственно на экране дисплея.

12. При выполнении работы через Интернет отправьте ее электронной почтой закрепленному преподавателю по указанному им адресу.

13. Плановая продолжительность работы 1-2 академических часа в зависимости от уровня подготовки по системе Excel.

Таблица 1.

Справочная таблица (1 вариант)

Сокращенные названия Усл. обоз. Полные названия Дан- ные
Размер партии n Размер партии одинаковых деталей в штуках
Длит. операции t j Длительность j-ой технологической операции детали ( j = 4 ), час. 3, 1, 4, 2.
Наибольш. длит. tгл Наибольшая длительность технологической операции обработки детали.  
Наименьш. длит tмj Длительность меньшей из каждой пары смежных технологических операций детали  
Последоват. длит. Tп Длительность цикла обработки партии деталей при последовательном способе календарной организации процесса  
Параллельн. длит. Tпр Длительность цикла обработки партии деталей при параллельном способе календарной организации процесса  
Парал.-посл. дл. Tпп Длительность цикла обработки партии деталей при параллельно- последовательном способе календарной организации процесса  

Таблица 2

Справочная таблица (2 вариант)

Сокращенные названия Усл. обоз. Полные названия Дан- ные
Размер партии n Размер партии одинаковых деталей в штуках
Длит. операции t j Длительность j-ой технологической операции детали ( j = 5 ), час. 2, 3, 4, 1, 5.

Таблица 3

Справочная таблица (3 вариант)

Сокращенные названия Усл. обоз. Полные названия Дан- ные
Размер партии n Размер партии одинаковых деталей в штуках
Длит. операции t j Длительность j-ой технологической операции детали ( j = 6 ), час. 1, 2, 4, 3, 1, 5.

Таблица 4

Справочная таблица (4 вариант)

Сокращенные названия Усл. обоз. Полные названия Дан- ные
Размер партии n Размер партии одинаковых деталей в штуках
Длит. операции t j Длительность j-ой технологической операции детали ( j = 7 ), час. 3, 2, 1, 5, 2, 4, 5.

Таблица 5

Справочная таблица (5 вариант)

Сокращенные названия Усл. обоз. Полные названия Дан- ные
Размер партии n Размер партии одинаковых деталей в штуках
Длит. операции t j Длительность j-ой технологической операции детали в часах ( j = 8 ), час 5, 2, 3, 1, 4, 5, 2, 1.

МЕТОД МИССИЙ

Метод миссий широко используется в логистике для анализа издержек производства и распределения. Его описание имеется во многих учебных пособиях. Он заключается в том, что в исследуемом процессе выделяются несколько вариантов (миссий) и тщательно рассчитываются все расходы и доходы для каждого из них по - отдельности. В результате получается ценный материал для сравнения и выбора или переделки вариантов (миссий). Для учебных целей дается более простой вариант метода и с небольшим числом миссий. Для лучшей организации работ изучение метода разделено на три лабораторные работы.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Во всех трех лабораторных работах используются одни и те же массивы исходных данных, которые приведены ниже в табл. 1-6. Они нуждаются в пояснениях.

Постановка задачи: Вы успешно окончили институт, и решили открыть собственный магазин по торговле фруктами или овощами. Под поручительство института Вы получили кредит для начала работы на льготных условиях из расчета 0,1% в сутки. Вы решили открыть один из перечисленных ниже пяти магазинов, и закупить для него по 10 тонн всех имеющихся в продаже у оптовой фирмы фруктов или овощей, соответствующих профилю магазина. В данной работе каждый из видов фруктов или овощей, продаваемых в магазине, рассматривается, как миссия. Преподаватель в выданном задании указывает каждому студенту для расчета только один из продуктов (фруктов, овощей или круп). Вам необходимо выбрать магазин, в котором продается заданный Вам продукт, и в дальнейшем рассматривать только его.

Предварительно Вы обратились в логистический центр и попросили спрогнозировать ожидаемую прибыль после продажи всей партии. Заключение логистического центра: ожидаемая прибыль недостаточна, продажа некоторых продуктов убыточна. Данные, использованные ими в расчетах, приведены ниже в таблицах 1-6, содержащих условные обозначения и пять вариантов магазинов. Используя знания, полученные на лекциях, Вы решили сами повторить расчет, выполненный в логистическом центре с тем, чтобы понять причины недостаточной прибыли принять меры, обеспечивающие получение максимально возможной прибыли.

Допущения: В учебных целях введен целый ряд допущений, которые позволяют существенно сократить объем расчетов и упростить составление формул. Все магазины сделаны узко специализированными, чтобы сократить ассортимент. Для упрощения расчетов принимается, что кредит берется только на оплату затрат на закупку. Деньги на все остальные расходы дают взаймы родственники без процентов, но сумма их должна быть минимальной. Кредит возвращается по частям после полной продажи каждого из товаров, но возвращаются только деньги, вырученные за этот товар. Неполные сутки учитываются, как полные. Плата за хранение взимается по отдельности для каждого вида продуктов. Она рассчитывается по первоначальному объему закупок и не зависит от его уменьшения в результате продаж. Оплата за хранение прекращается на следующие сутки после полного завершения продажи данного вида фруктов. Процент отходов условно принимается постоянным за весь срок фактического хранения. Отходы рассчитываются по всему объему товара, заложенному первоначально на хранение. Постепенное уменьшение объема товара при этом не учитывается. Дальность перевозки от склада до магазина - 20 км. Весь закупленный товар перевозится сразу за один рейс. В учебных целях условные обозначения, которые приведены табл. 1, сделаны излишне подробными, чтобы в них было легче ориентироваться начинающему специалисту.

Таблица 6. Условные обозначения параметров

Условные обозначения Полные названия параметров
цена оптовая - цена оптовая, рублей за кг
цена розничная - цена розничная, рублей за кг
объем продаж - среднесуточный объем продаж, т.
стоим. хранения - стоимость хранения, рублей в сутки за 1 тонну
процент отходов - среднесуточные отходы, %
стоим. заказа автом. - стоимость заказа автомаш. с бригадой грузчиков, руб.
стоим. перевозки - стоимость перевозок, рублей за 1 тонно-км
объем закупки - объем закупок первоначальный, т.
факт. время - время продажи данного вида фруктов, сутки
округ. время - время продаж округленное, сутки
цена 1 тонны - цена оптовая 1 тонны, руб.
затраты на закупку - затраты на закупку всего объема, рублей
затраты на кредит - затраты на кредит, рублей
затраты на перевозку - затраты на перевозку, рублей
затраты на хранение - затраты на хранение, рублей
затраты суммарные - затраты суммарные, рублей
объем отходов - объем отходов за все время хранения, т.
объем фактич. - объем фактически проданных продуктов, т.
доход - доход, полученный от продажи продуктов, рублей.
прибыль - прибыль, полученная от продажи, рублей,
рентабельность - рентабельность продажи данного товара, %

Таблица 7. Магазин № 1 «ФРУКТЫ»

  A B C D E F G H I
1. параметр бананы яблоки груши ананасы апельсины хурма сливы итого
2. цена оптовая 15,00 17,00 41,00 55,00 42,00 21,00 48,00 -
3. цена розничная 27,00 28,00 50,00 80,00 55,00 30,00 60,00 -
4. объем продаж 0,15 0,21 0,22 0,07 0,39 0,30 0,45 -
5. стоим. хранения 16,00 16,00 16,00 16,00 16,00 16,00 16,00 -
6. процент отходов 0,06% 0,10% 0,09% 0,14% 0,07% 0,10% 0,07% -
7. заказ автомаш. -
8. стоим. перевозки 17,00 17,00 17,00 17,00 17,00 17,00 17,00 -
9. объем закупки -

Таблица 8. Магазин № 2 «ОВОЩИ КРУГЛОГОДИЧНЫЕ»

  A B C D E F G H I
1. параметр картофель свекла репа морковь редька кабачки тыква итого
2. цена оптовая 5,00 4,00 14,00 4,00 15,00 17,00 8,00 -
3. цена розничная 8,00 8,00 25,00 8,00 25,00 30,00 20,00 -
4. объем продаж 0,41 0,28 0,15 0,35 0,30 0,11 0,13 -
5. стоим. хранения 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00 -
6. процент отходов 0,10% 0,05% 0,01% 0,60% 0,36% 0,55% 0,02% -
7. заказ автомаш. -
8. стоим. перевозки 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 -
9. объем закупки -

Таблица 9. Магазин № 3 «КРУПЫ»

  A B C D E F G H I
1. Параметр гречка пшено ячневая манная рис овсяная перловая итого
2. цена оптовая 9,00 5,00 4,00 8,00 9,00 5,00 3,00 -
3. цена розничная 16,00 11,00 8,00 12,00 14,00 9,00 8,00 -
4. объем продаж 0,35 0,29 0,15 0,55 0,45 0,55 0,09 -
5. стоим. хранения 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 -
6. процент отходов 0,4% 0,7% 0,8% 0,9% 0,6% 0,7% 0,5% -
7. заказ автомаш. -
8. стоим. перевозки 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 -
9. объем закупки -

Таблица 10. Магазин № 4 «ЗЕЛЕНЬ»

  A B C D E F G H I
1. параметры укроп петрушка кинза эстрагон реган черемша Любисток итого
2. цена оптовая 55,00 55,00 50,00 60,00 60,00 60,00 55,00 -
3. цена розничная 110,00 100,00 90,00 95,00 90,00 90,00 110,00 -
4. объем продаж 0,16 0,21 0,15 0,07 0,45 0,30 0,17 -
5. стоим. хранения 30,00 30,00 30,00 30,00 30,00 30,00 30,00 -
6. процент отходов 0,5% 0,6% 0,4% 0,3% 0,5% 0,5% 0,4% -
7. заказ автомаш. -
8. стоим. перевозки 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 -
9. объем закупки -

Таблица 11. Магазин № 5 «ОВОЩИ СЕЗОННЫЕ»

  A B C D E F G H I
1. параметр огурцы помидоры перец редис салат баклажаны капуста итого
2. цена оптовая 50,00 60,00 70,00 30,00 25,00 55,00 2,00 -
3. цена розничная 70,00 80,00 100,00 50,00 50,00 85,00 8,00 -
4. объем продаж 0,35 0,70 0,33 0,48 0,30 0,36 0,61 -
5. стоим. хранения 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 15,00 -
6. процент отходов 0,7% 1,5% 1,3% 1,0% 0,7% 1,0% 3,4% -
7. заказ автомаш. -
8. стоим. перевозки 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 -
9. объем закупки -

Наши рекомендации