Общая характеристика учебного предмета. - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления
Цели и задачи
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Трудовое обучение также необходимо приобщить к целостной системе общего образования и вывести из рамок ремесленно-технологической подготовки и ранней профориентации (на рабочие профессии). В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся.
Как известно, дизайн — это вид человеческой деятельности, направленной на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» этой среды, поскольку проводит в ней большую часть жизни. Поскольку на уроках ручного труда ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. Программа предусматривает формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей и о самых общих правилах и требованиях, которые мы к ним и предъявляем , и которые следует учитывать при их производстве и использовании.
Данный учебный курс объективно имеет безусловную мировоззренческую, духовно-нравственную направленность.
Кроме того, предлагаемый учебный курс является комплексным и интеграционным в самом глубоком смысле; он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты образования: ведь каждая вещь продумывается с точки зрения рациональности конструкции и с точки зрения внешней выразительности.
Более интенсивное развивающее воздействие курса «Художественно-конструкторская деятельность» обеспечивается также тем, что он разработан с учетом современных научных данных о роли предметной преобразующей деятельности в развитии личности
Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план для ОУ РТ предусматривает изучение технологии в объёме 70 часов в год (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Раздел | Название раздела | Кол-во часов |
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности | ||
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности) | ||
Из глубины веков- до наших дней | ||
Традиция мастеров в изделиях для праздника | ||
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | ||
В каждом деле- свои секреты | ||
Практика работы на компьютере (использования информационных технологий) | ||
Домашний труд |