Требования к написанию и оформлению курсовой работы
Методические указания
по выполнению курсовой работы
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Профессиональный модуль ПМ.02
«Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»
Разработала преподаватель: Фомина Ю.С.
Рассмотрено и одобрено
ПЦК «Коммерция»
Протокол № ___ от «___» ______ 2015г.
Председатель ПЦК
____________________ М.П. Васильева
Челябинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи выполнения курсовой работы ……………………………….3
2. Выбор темы курсовой работы ………………………………………………..3
3. Требования к написанию и оформлению курсовой работы ………………4
4. Титульный лист ………………………………………………………………..6
5. Содержание курсовой работы ………………………………………………7
¾ Введение ……………………………………………………………………7
¾ Основная часть …………………………………………………………….8
¾ Заключение ……………………………………………………………….10
¾ Список используемых источников и литературы …………………... 11
¾ Приложения ………………………………………………………………12
Приложение А………………………………………………………………..…13
Приложение Б ……………………………………………………………….…15
Приложение В …………………………………………………………………..16
Цель и задачи выполнения курсовой работы
Выполнение студентом курсовой работы по профессиональному модулю проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональным модулям;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных задач;
- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документации, электронные носители информации;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
В соответствии с учебным планом специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) студенты выполняют курсовую работу по профессиональному модулю ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности (МДК 02.04 Маркетинговые исследования рынка).
Выполнение курсовой работы рекомендуется в конце изучения профессионального модуля. Работа способствует углубленному изучению профессионального модуля.
Выбор темы курсовой работы
Тема курсовой работы должна быть выбрана студентом самостоятельно. После согласования темы с руководителем и утверждения плана работы, необходимо приступить к её выполнению. В Приложении А приведена «Тематика» курсовых работ. Она не претендует на полноту охвата всевозможных вариантов и является, поэтому примерной. При решении выбора темы, не вошедшей в приведенную «Тематику», студент может сформулировать её самостоятельно и, вместе с планом, также согласовать с руководителем. Работы, выполненные по самостоятельно выбранной теме и плану, без согласования с руководителем, к рецензированию не принимаются.
Одновременно с выбором темы курсовой работы следует решить вопрос о выборе места выполнения её практической части, то есть организации, занимающейся продвижением товара или предложением каких-либо услуг.
Выбираемые темы могут повторяться, но следует полнее охватывать предложенную «Тематику». Это позволит более полно проявить исследовательскую самостоятельность, а также подготовить к защите в студенческой группе доклады, интересные своей оригинальностью и познавательностью.
Требования к написанию и оформлению курсовой работы.
Курсовая работа должна быть представлена в печатном виде на стандартных листах бумаги формата А4. Необходимо выполнять требования стандарта к размерам полей: верхнее поле должно быть 20 мм, нижнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм.
Заголовки разделов следует выполнять шрифтом Times New Roman, стиль (начертание) стиль полужирный, размер (кегль) - 14; подразделов - шрифтом Times New Roman, стиль полужирный, размер - 14; пунктов -шрифтом Times New Roman, стиль полужирный, размер - 14.
При выполнении документа расстояние между заголовком раздела и заголовком подраздела - два интервала (12 пт).
Расстояние между заголовком раздела и текстом, если заголовок подраздела отсутствует - два интервала (12 пт).
Расстояние между заголовком подраздела и текстом - один интервал (6 пт).
Расстояние между текстом и заголовком подраздела - два интервала (12 пт).
Каждый новый раздел (1, 2, 3 и т.д.) должен начинаться с новой страницы. Подразделы (1.1; 1.2; 1.3 и т.д.), пункты (1.1.1; 1.1.2; 1.1.3 и т.д.) и подпункты (1.1.1.1; 1.1.1.2; 1.1.1.3 и т.д.) могут быть продолжением предыдущих пунктов и подпунктов внутри раздела (подраздела) с соблюдением интервалов.
Заголовки (наименования) пункта и подпункта, а также наименование таблицы не должны быть «оторваны» от текста или таблицы, то есть они не должны быть оставлены в нижней части предыдущей страницы, в то время как текст или таблица, из-за отсутствия места, перенесены на следующую страницу. После наименования обязательно должен следовать текст или таблица.
Титульный лист (Приложение Б) располагается после жесткой обложки и считается первой страницей работы.
Содержание следует за титульным листом и считается второй страницей. Обе эти страницы не нумеруются. Нумерация начинается с 3-й страницы работы. Она должна быть сплошной, включая страницы с таблицами, рисунками, «Списком используемых источников и литературы» и «Приложениями» к работе. Номер страницы ставят в центре нижнего поля.
В Содержании против каждого раздела, начиная с Введения и заканчивая Приложениями, рядом с правым полем должны быть указаны номера страниц, с которых они начинаются в тексте работы.
Таблицы и рисунки имеют самостоятельную сплошную нумерацию. Слово «Таблица» и её порядковый номер располагаются над таблицей в её верхней левой части, далее через тире следует название таблицы.
Слово «Рисунок», его порядковый номер и наименование располагают под рисунком.
Наименование таблиц и рисунков должны лаконично и в полной мере характеризовать их содержание.
В тексте работы, предшествующем таблице или рисунку, должны быть на них ссылки. На Приложения, расположенные в конце работы, после Списка используемых источников и литературы, также должны быть ссылки в работе.
Список используемых источников и литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта (Приложение В).
Приложения к работе должны быть пронумерованы, если их два и более. По центру первой страницы каждого Приложения должна быть надпись «Приложение» и обозначен номер, если они пронумерованы, например, «Приложение А». Каждое Приложение должно иметь наименование. В Приложения вносят материалы справочного характера, промежуточные варианты расчетов, второстепенные иллюстрации и т.д. Рабочие и выходные таблицы, рисунки, графики и т.п., иллюстрирующие основную идею работы и являющиеся материалами для анализа, получения выводов и внесения предложений, в Приложения не выносят.
Общий объем курсовой работы должен быть 30-35 страниц.
В работе должны быть следующие основные разделы примерного объема (страниц):
1. титульный лист – 1с;
2. содержание – 1с;
3. введение – не более 3с;
4. основная часть
a. первый раздел – 9-12с;
b. второй раздел – 12-27с;
5. заключение – 2-4с;
6. список используемых источников и литературы – не менее 15 источников;
7. приложение.
Титульный лист
Является первой страницей работы и служит источником информации.
На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование организации – исполнителя –
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский колледж информационно-промышленных технологий и художественных промыслов»;
- наименование ПЦК-исполнителя курсовой работы –
ПЦК «Коммерция»;
- наименование работы;
- инициалы, фамилию, номер группы студента-исполнителя работы,
свободное поле для личной подписи и дату подписания;
Элементы даты приводят арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: 2.10.2015.
- должность, инициалы и фамилию руководителя курсовой работы, свободное поле для личной подписи и дату подписания;
- дата защиты работы и свободное поле для указания оценки;
- город и год выполнения курсовой работы.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении Б.
Содержание
Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список используемых источников и литературы, и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Введение
Главное назначение «Введения» состоит в том, чтобы дать краткое обоснование необходимости исследования проблемы, причин, целей, задач разработки темы курсовой работы. Это важная часть работы, выполняющая информационную функцию.
Во введении должна быть показана актуальность темы, четко сформулированы предмет и объект исследования, цель работы и задачи, решение которых обеспечит достижение поставленной цели.
Рекомендуемая структура введения может быть следующей:
- актуальность темы;
- предмет и объект исследования;
- цель и задачи работы.
Объект исследования как категория - это то, на что направлено сознание или действие. Однако часто под объектом исследования понимается производственное предприятие, торговая организация, на материалах которых выполняется работа. Однако в качестве объекта исследования могут выступать рынки, конкуренты, потребители или какая-либо система предприятия.
Предмет исследования - это определенная характеристика, показатель или деятельность объекта, на определение или изучение которой направлено исследование.
Например, объект исследования – ОАО «Хлебпром», предмет исследования – конкурентоспособность данного предприятия. Объект исследования – потребители, предмет исследования – потребительские предпочтения относительно марок моющих средств.
При формулировке цели необходимо ориентироваться на достижение практического результата, который должен выражаться в экономическом, организационном, временном или каком-либо другом эффекте.
Сформулировать задачи необходимо таким образом, чтобы был определен путь достижения конечного эффекта (практического результата).
Основная часть
Основная частьработы должна строго соответствовать теме, а содержание ее основных частей - глав (разделов), подразделов, пунктов и подпунктов - их наименованиям. Работа, в которой этот принцип нарушается, потребует доработки.
В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.
Основная часть работы состоит из 2-х разделов.
Первый раздел освещает теоретические основы избранной темы курсовой работы. Как правило, он начинается с обоснования направления исследования и должен содержать обзор литературы по выбранной тематике, в котором полно и систематизировано излагается состояние вопроса, проводится анализ нормативных и законодательных актов, данных учебной и специальной литературы, периодической печати. Обзор литературы предполагает сравнение и сопоставление мнений отечественных и зарубежных авторов по исследуемому вопросу, оценку противоречивых сведений, содержащихся в различных информационных источниках с обязательным изложением собственного взгляда автора работы на изучаемый вопрос.
После рассмотрения общих положений изучаемой темы, необходимо остановиться на особенностях исследуемого вопроса, вытекающих из своеобразия темы, объекта исследования, наличия и полноты источников информации.
Кроме того, в этом разделе может быть представлено описание выбранной общей методики проведения НИР, частных методик решения конкретных задач и их сравнительная оценка.
Второй разделв общем случае должен представлять собой анализ или исследование маркетинговой ситуации на конкретном предприятии, в конкретном регионе или на рынке определенного товара, услуги (в зависимости от выбранной темы).
Анализ должен включать:
а) описание объекта исследования;
б) описание маркетинговой ситуации;
в) анализ деятельности предприятия в соответствии с выбранной темой (например, анализ конкурентоспособности предприятия)
Если объектом исследования является конкретное предприятие, то анализ необходимо начать с описания местонахождения предприятия, адреса, даты ввода в действие.
Материалами для анализа внутренней среды должны быть планы работы организации, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная во время прохождения учебной и производственной практик (студентом дневного отделения) или в процессе работы на указанном предприятии (для студентов заочного отделения). Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.
Заключение
Этот небольшой по размеру раздел работы представляет определенные трудности для студента.
Заключение предполагает краткое обобщение проделанной работы и самооценку полученных результатов.
Выводы должны быть краткими и подтверждаться соответствующими аргументами. Они являются завершением обсуждения и анализа результатов исследований, и по существу, констатируют в краткой форме полученные данные.
Заключение должно содержать:
- краткие выводы по результатам выполнения курсовой работы;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- рекомендации по конкретному использованию результатов курсовой работы.
При написании данного раздела важно понимать, что выводы и рекомендации - это не одно и то же. Выводы есть мнение, базирующееся на результатах. Рекомендации - это своего рода советы, каким образом лучше всего действовать в будущем.