Структура содержания портфолио
Портфолио – целенаправленная коллекция лучших работ и результатов
студентов(профессионалов),которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности.
Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации. Т.к. структура портфолио определяется из цели его использования, существуют различные структуры портфолио.
Для примера, предлагаем рассмотреть один из вариантов структуры портфолио, которое предназначено для построения образовательного рейтинга студента в вузе. Данная структура разработана преподавателями кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета И.Л.Васюковым, А.Н. Волковым.
Не отрицая полностью административных систем контроля за учебной активностью студентов и деловой активностью преподавателей, они предлагают использовать «Портфолио» как новый метод оценки достижений студента, рейтингования и контроля за его деятельностью. Авторы подчёркивают, что его огромное преимущество перед всеми административными способами контроля и стимулирования учебной и деловой активности заключается в том, что он «нужен», в первую очередь, не администрации, не преподавателям, а самим обучающимся в вузе студентам.
Для студентов высшего учебного заведения предлагается следующая структура портфолио, разбитого на части, разделы, главы и подглавы.
В качестве основных частей портфолио, предлагается разбить его структуру на 5 частей:
Часть 1. «Введение» | Ø краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях. |
Часть 2. «Мои достижения» | Ø материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта; |
Часть 3. «Я в мире людей» | Ø материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. |
Часть 4. «Взгляд на себя и в будущее» | Ø материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. |
Часть 5. «Заключение для…» | Ø обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах. |
Рассмотрим далее разделы каждой части предлагаемой структуры.
Часть 1. «Введение»
1.1. Фото 1.2. Резюме 1.3. Цели и задачи портфолио 1.4. О структуре портфолио 1.5. Специфические характеристики портфолио | ||
Часть 2. «Мои достижения»
2.1. «Официальные документы» | Ø документы об окончании школы, Ø сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, Ø документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, Ø сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, Ø журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, Ø список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован. |
2.2. «Жизненный опыт» | Ø автобиография, Ø эссе «Взгляд в прошлое», Ø анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, Ø основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, Ø газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, Ø характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, Ø отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.) |
2.3. «Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка | Ø ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, Ø любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, Ø основные периоды и этапы учения, Ø изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, Ø список курсовых и дипломных работ, Ø отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, Ø список мест прохождения практик и выполненных работ |
2.4. «Научная деятельность» | Ø список научных работ, Ø научная переписка, Ø аннотации к своим работам, Ø рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, Ø отзывы на ваши работы, Ø эссе «О науке» и т.п. |
2.5. «Курсы по выбору и творческие работы» | Ø список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, Ø список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п. |
Портфолио – это аутентичное оценивание и планирование
по использованию успехов и преодолению трудностей.
Часть 3. «Я в мире людей»
3.1. «Участие в общественной жизни» | Ø характер вашей общественной активности, Ø занимаемые посты, Ø проекты и программы, в которых участвовали, их результативность. |
3.2. «Друзья» «Любимые люди» | Ø ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п., Ø родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты. |
3.3. «Мои кумиры» | Ø люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты. |
3.4. «Хобби, интересы» | Ø сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности. |