Структура и оформление Портфолио

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 35 г. ЧЕЛЯБИНСКА

454014, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 18. Тел/факс (351) 741-97-41

E-mail: [email protected]

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ лицея № 35

________ Филитова А. Е.

«__» _________ 20__ года

ПОЛОЖЕНИЕ

О Портфолио обучающегося начальной школы МАОУ лицея № 35

Общие положения

1.1.Настоящее положение определяет значение понятия «портфолио», структуру, порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка в период его обучения в начальных классах.

ПОРТФОЛИО

§ ПОРТФОЛИО – новая форма контроля и оценки достижений обучающегося, как средство мотивации личностного развития.

§ ПОРТФОЛИО – особое образовательное пространство (место), где происходит совместная работа обучающихся и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым обучающимся своих результатов и достижений за опредёленный период времени.

§ ПОРТФОЛИО -это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы.

1.3. Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности младшего школьника.

1.4. Работа с портфолио ведется с учётом возрастных особенностей учащихся.

1.5.Портфолио является перспективной формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребёнком в урочной, и внеурочной деятельности.

1.6. Портфолио является основанием для составления рейтинга выпускника начальной школы при переходе на вторую ступень обучения.

Цели и задачи

2.1.Цель портфолио – сбор, систематизация, фиксирование и презентация результатов уровня развития и достижений обучающегося в урочной и внеурочной деятельности в период обучения в начальной школе лицея; формирование образовательной среды, побуждающей обучающегося к успешной образовательной деятельности.

2.2. Задачи:

§ мотивировать обучающегося к успешности в образовательном процессе;

§ формировать готовность к самостоятельному познанию;

§ формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

§ поддерживать интерес ребёнка к различным видам деятельности;

§ поощрять активность и самостоятельность каждого младшего школьника;

§ формировать навыки учебной деятельности;

§ содействовать успешной социализации каждого ребёнка;

§ развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

§ формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

§ развивать взаимодействие с семьей обучающегося на уровне содействия, сотрудничества, сотворчества, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в позитивных результатах развития ребёнка и совместной деятельности: учитель-ученик-семья.

2.3. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио может быть как качественной, так и количественной.

Безусловная ценность портфолио - содействие повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Составление портфолио - это процесс участия в урочной и внеурочной деятельности, проектно-творческой работе, в которой ведущей характеристикой творческой личности считаем не только «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а мотивацию, то есть жизненные цели. Именно мотивация рассматривается как решающий фактор реализации творческого потенциала личности младшего школьника.

Структура и оформление Портфолио

Портфолио состоит из следующих разделов:

§ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ;

§ «МОЙ МИР»

§ «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ»;

§ «ПОРТФОЛИО РАБОТ»

§ «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ»;

§ «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОРТФОЛИО».

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество обучающегося, полное название учебного заведения (МАОУ лицей № 35 г. Челябинска), класс, контактную информацию и фото ребёнка (по желанию родителей и обучающегося).

Титульный лист оформляется младшим школьником совместно с педагогом, родителями (законными представителями);

«МОЙ МИР» - в этом разделе помещается информация, которая важна и интересна для ребёнка («Я и моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Мои увлечения», «Мой лицей», «Я – лицеист» и т. д.)

«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» включает сертифицированные индивидуальные образовательные достижения (дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарственные письма) и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него обучающийся собирает документы об участии в олимпиадах и конкурсах, различных соревнованиях (интеллектуальных, спортивных, творческих) и т.п.

Отслеживание результативности участия в олимпиадах, конкурсах, состязаниях и т. д. может быть представлено в следующей форме:

Предмет Название конкурса Вид состязания Дата Уровень Результат
         
         
         
         

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о результативности и динамике урочной и внеурочной деятельности, творческой активности обучающегося, направленности его интересов в рамках дальнейшего профильного обучения в лицее.

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» включает в себя:

§ итоговые контрольные работы, комплексные работы, позволяющие проследить динамику результатов освоения ООП НОО;

§ научно-исследовательские работы, творческие проекты;

§ литературные, музыкальные и другие сочинения, рефераты, фотографии, зарисовки, аудио-, видеозаписи своих выступлений; презентации проектов, листы достижений и самоконтроля и т.п.);

В «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» обучающийся представляет отзывы руководителей, оппонентов, рецензентов, родителей, одноклассников, старшеклассников на творческие работы, научно-исследовательские и другие проекты, отзывы на участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях. Также может быть представлена самооценка (отзыв, эссе, саморецензия) обучающегося собственной деятельности.

Примерный перечень документов «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ»:

§ заключение о качестве выполненной работы;

§ рецензия на статью;

§ отзыв о работе, о выступлении на научно-практической конференции;

§ резюме младшего школьника с оценкой собственных учебных достижений;

§ эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

§ рекомендательные письма;

§ отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его достижений. В этом разделе учитель в конце года может написать отзывы об участии обучающегося в каких-либо мероприятиях, о динамике личностного развития младшего школьника, о его достижениях в урочной и внеурочной деятельности. Предполагаются также некоторые рекомендации и пожелания учителя в плане дальнейшего развития учащегося.

«ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОРТФОЛИО»

В конце учебного года в каждом классе и параллели проводится конкурс портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

§ «САМЫЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПОРТФОЛИО»;

§ «САМЫЙ УМНЫЙ ЛИЦЕИСТ»»

§ «УМНИК», «УМНИЦА»;

§ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»;

§ «САМЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЛИЦЕИСТ»

§ «ЕСТЬ ИДЕЯ!»

§ «САМЫЙ СПОРТИВНЫЙ»;

§ «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»;

§ «ЛУЧШИЙ ОЛИМПИЕЦ»;

§ «БУДУЩИЙ УЧЁНЫЙ»;

§ «ЗВЕЗДА ЛИЦЕЯ»;

§ «ФАКТОР “Л”»;

§ «КРАСОТА*ЗДОРОВЬЕ*ГРАЦИЯ».

Наши рекомендации