Необходимые начальные знания, умения, навыки

Актуальность проекта.

Дети знают очень мало русских народных сказок, а смотрят очень много зарубежных мультфильмов. Ребята не могут отличить народную сказку от авторской. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”. Поэтому считаю, что проект моей темы актуален на данном этапе обучения.

Участниками проекта являются: Берюхова Елена Константиновна и учащиеся 2-а класса ГБОУ СОШ № 60.

Цель:

· Знакомство с культурой и традициями русского народа (с видами русских народных сказок), творческое развитие личности ребенка и воспитание интереса к предмету литературного чтения .
Задачи:

1. Познакомить с бытом, символами и традициями русского народа.

2. Систематизировать и углубить знания по теме "Русские народные сказки".

3. Содействовать формированию гуманных правильных качеств личности у детей.

4. Создать условия для развития творческих способностей детей.

5. приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной сказки.

Необходимые начальные знания, умения, навыки - student2.ru 6. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности учащихся, совершенствовать словарный запас учащихся.

7. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах.

Предметная область

Литературное чтение, математика, ИЗО, технология.

Продолжительность проекта

Сентябрь-ноябрь 2012 года

Основополагающие вопросы

Для чего нужны сказки? Чему учат сказки?

Вопросы, решаемые во время проекта.

1.Что такое сказка?

2. Герои русских народных сказок.

3. Злодеи в русских народных сказках.

4. Любимая сказка.

5.Какие жанры сказок существуют в русском народном творчестве?

6. Какова структура русской народной сказки?

7. Кто является героями этих сказок?

8. Как развиваются в них события?

9. Кто является героями этих сказок?

10. Кто главные герои сказок о животных?

11.Какими человеческими качествами они наделены? Почему?

12. Какие сказки называются волшебными?

13. С какой целью сказочный герой в волшебной сказке отправляется в путешествие?

14. Какой мир в волшебной сказке называется "чужим", а какой "своим"?

15. Где находится и кто "Хозяин" "чужого" мира?

16. Какие диковинные, удивительные, предметы, растения, животные находятся в нем?

17. Кто помогает главному герою, а кто вредит?

18. Каким событием заканчивается русская народная сказка?

Итоговый продукт:

1. Конкурс рисунков и поделок по сказкам. КВН. Викторины.

2. Исследовательские работы детей о героях русской народной сказки.

3. Знакомство с новыми русскими народными сказками.

4. Посещение музея «Сказкин Дом» (Александровский парк 1).

Умения и качества человека 21 века, которые будут сформированы:

- осознание своих потребностей;

Необходимые начальные знания, умения, навыки - student2.ru - поиск ресурсов;

- перенос информации и надпредметных умений из одной области в другую;

-способность работать в команде;

-принимать на себя разные роли и обязанности;

-способность действовать в интересах сообщества;

-этично вести себя в межличностном контексте

Тема проекта соответствует государственному стандарту общего образования по литературному чтению

Зачем нужно читать сказки?

Могут ли герои сказок помочь мне в трудной ситуации?

Смогу ли я написать сказку?

Ожидаемые результаты.

1.Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

2. Вовлечение детей и их родственников в активную творческую деятельность .

3. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении мероприятий, посвященных сказкам.

4. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

5. Обогащение знаниями о русских народных сказках, о их роли

6 . Инсценировка сказки.

Учебные мероприятия

Подготовительный этап

1.На подготовительном этапе я провожу анкетирование, где выясняю, что дети начального звена мало знают русских народных сказок и их героев.

2. Основной этап.

Содержание мероприятия форма работы сроки
1. Анкетирование. учитель сентябрь
2. Чтение русских народных сказок по списку. учитель-родитель урочно-внеурочная сентябрь-ноябрь
3. Конкурс рисунков «Герои русских народных сказок».   учитель уроки ИЗО, сам-но с родителями октябрь
  Отгадывание кроссвордов, ребусов о героях сказок. дети-родители внеурочная сентябрь-октябрь
4. Работа с пластилином «Герои русских народных сказок». Иллюстрация сказки. Работа парами. технология работа парами урочная   октябрь
5. Викторина по сказкам. презентация, внеурочная октябрь
6. Исследовательская работа «Герои русских народных сказок». дети – родители, внеурочная октябрь
7. Просмотр мультфильмов. урочная, внеурочная сентябрь-ноябрь
8. Работа с картинами художников иллюстраторов. учитель-презентация ноябрь
9. Конкурс рисунков-загадок по сказкам. урочная, внеурочная октябрь
10. КВН по русским народным сказкам. учитель, капитаны команд, внеурочная ноябрь
11. Посещение музея «Сказкин Дом» внеурочная 30 октября
12. Итоговая командная игра по сказкам. урочная, внеурочная  

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Осознанное, правильное, выразительное чтение, понимание смысла прочитанного произведения, умение

-выбирать более точную формулировку главной мысли из ряда данных, составление рассказа характеристики главного героя, умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представил,

-умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, умение писать на заданную тему

-умение сочинять сказки, умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

-должны иметь преставление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций, должны знать компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа.

Гипотеза.

Я предполагаю, что благодаря этому проекту учащиеся познакомятся:

· Со старославянскими словами;

· Со словосочетаниями;

· Со сказками, которых не знают и несущих ценность;

· Познакомятся с культурой и традициями русского народа, что будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и Р.Н.К. (русской национальной культуре).

Метод исследования - метод анкетирования:

В нашей работе анкетированием было охвачено 24 человека.

Вопросы, данной анкеты:

1. Назови русские народные сказки.

Необходимые начальные знания, умения, навыки - student2.ru 2. На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?

3. Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими:

Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса.

Почему именно его?

4. Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?

5. Зачем сказка нужна человеку?

DOCS_timing['chv'] = new Date().getTime(); KX_resize = function() {if (KX_kixApp) {KX_kixApp.resize();}}; Рефлексия участия в проекте

  Обучающиеся Учитель
Плюсы 1.Нравится участвовать в проектной деятельности . 2.Было интересно полезно и познавательно. 3.Лучше понять творчество и традиции русского народа. 1.Хорошая подготовка к различным видам конкурсов. 2.Отработали навыки поиска в сети Интернет . 3. Созданы работы о героях сказок. 4.Получены новые знания. 5.Реализация проекта создала условия для социализации обучения, формирования умений, взаимодействия в команде, применения теоретических знаний на практике, развития логического, креативного мышления.
Проблемы 1.Забывчивость. 2.Собственная лень 1.Нехватка времени. 2.Необязательность обучающихся. 3.Неумение работать командой над проектом. Дорогие билеты в музеи.
Перспектива   1. Побольше проектов. 2.Участие в проектной деятельности. 3. Научиться сознательному полезному чтению. 1.Провести конкурсы рисунков, литературные встречи с осуждением авторских сказок ребят. 2.Изготовление различной печатной продукции.

Анкетирование по проекту «Русские народные сказки»

  1-3 4-5 более 5
1. Назови русские народные сказки
2. На кого хочешь быть похожим На Елену Прекрасную, Ивана-царевича, Жар-птицу, Добрыню Никитича, на Царевну лягушку, на медведя, на Кощея (умеет обманывать), Василису Прекрасную, Змея Горыныча (он крутой), на лешего, волка, на лису ( она хитрая), на Емелю (он смешной), на Алёнушку.
3. Назови положительных героев сказок Правильно нашли 20 человек.
5. Зачем сказка нужна человеку? Затруднились ответить-2 Дали неполный ответ-22 человека (Чтобы чем-нибудь заняться, читать, чтобы быть умным, чтобы было весело, не скучно, чтобы узнать жизнь, чтобы занять чем –то людей).

Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?

Ответы учеников:

· Быть богатым ( 2 человека).

· Чтобы всё в жизни было хорошо.

· Быть умным.

· Жить во дворце.

· Стать магом.

· Учиться на 5 (2 человека).

· Стать фигуристкой.

· Много денег.

· 1000 желаний исполнить.

· Чтоб в меня влюбились мальчики и здоровья.

· О власти.

· Кота.

· Стать президентом.

· Чтоб у мамы был муж.

· Научиться летать.

· Диск.

Анкета- тест по теме

«Русскиенародные сказки»

1. Назови русские народные сказки, которые ты запомнил при работе с проектом.

2. Перечисли самых распространённых героев русских народных сказок.

3. Послушай отрывок и определи , где русская народная сказка, а где авторская.

А) Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу — пускай пропадает.

Необходимые начальные знания, умения, навыки - student2.ru Кот ходил, ходил и набрел на избушку. Залез на чердак и полеживает себе. А захочет есть — пойдет в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта — опять на чердак, и горя ему мало!

Б) "Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

4.Отгадай сказку по словам:

а) гуси-лебеди, братец, Баба-Яга, девочка,

яблонька

Б) щука, печка, царевна, дрова в) звери, зима, волки, дом

5.Понравилось ли тебе участие в проекте. Что понравилось?

Итоги анкетирования по теме «Русские народные сказки»

     
1.Назвали русские народные сказки более 10 сказок 17 человек менее 10 сказок 6 человек
2.Смогли назвать сказочных героев русских народных сказок более 10 18 человек менее 10 5 человек
3. Смогли отличить русскую народную сказку от авторской 21человек 4 человека
4.Угадали сказку по предложенным словам 18 человек 5 человек
5. Понравилось участие в проекте 23 чел. Экскурсия-20 чел. Викторины-23 чел Задания-15 чел. Презентации- 18 чел.  
6. Нарисовали по желанию любимого героя 17 чел.  

Работая над проектом мы научились:

-выразительно читать,

-грамотно и образно выражать свои мысли,

-создавать иллюстрации к сказкам,

-придумывать сказки по готовой иллюстрации,

-научились работать с материалами,

-бережно относится к творчеству друг друга,

-работать в группе…

Наши рекомендации