Необходимые начальные знания, умения, навыки
Актуальность проекта.
Дети знают очень мало русских народных сказок, а смотрят очень много зарубежных мультфильмов. Ребята не могут отличить народную сказку от авторской. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”. Поэтому считаю, что проект моей темы актуален на данном этапе обучения.
Участниками проекта являются: Берюхова Елена Константиновна и учащиеся 2-а класса ГБОУ СОШ № 60.
Цель:
· Знакомство с культурой и традициями русского народа (с видами русских народных сказок), творческое развитие личности ребенка и воспитание интереса к предмету литературного чтения .
Задачи:
1. Познакомить с бытом, символами и традициями русского народа.
2. Систематизировать и углубить знания по теме "Русские народные сказки".
3. Содействовать формированию гуманных правильных качеств личности у детей.
4. Создать условия для развития творческих способностей детей.
5. приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной сказки.
6. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности учащихся, совершенствовать словарный запас учащихся.
7. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах.
Предметная область
Литературное чтение, математика, ИЗО, технология.
Продолжительность проекта
Сентябрь-ноябрь 2012 года
Основополагающие вопросы
Для чего нужны сказки? Чему учат сказки?
Вопросы, решаемые во время проекта.
1.Что такое сказка?
2. Герои русских народных сказок.
3. Злодеи в русских народных сказках.
4. Любимая сказка.
5.Какие жанры сказок существуют в русском народном творчестве?
6. Какова структура русской народной сказки?
7. Кто является героями этих сказок?
8. Как развиваются в них события?
9. Кто является героями этих сказок?
10. Кто главные герои сказок о животных?
11.Какими человеческими качествами они наделены? Почему?
12. Какие сказки называются волшебными?
13. С какой целью сказочный герой в волшебной сказке отправляется в путешествие?
14. Какой мир в волшебной сказке называется "чужим", а какой "своим"?
15. Где находится и кто "Хозяин" "чужого" мира?
16. Какие диковинные, удивительные, предметы, растения, животные находятся в нем?
17. Кто помогает главному герою, а кто вредит?
18. Каким событием заканчивается русская народная сказка?
Итоговый продукт:
1. Конкурс рисунков и поделок по сказкам. КВН. Викторины.
2. Исследовательские работы детей о героях русской народной сказки.
3. Знакомство с новыми русскими народными сказками.
4. Посещение музея «Сказкин Дом» (Александровский парк 1).
Умения и качества человека 21 века, которые будут сформированы:
- осознание своих потребностей;
- поиск ресурсов;
- перенос информации и надпредметных умений из одной области в другую;
-способность работать в команде;
-принимать на себя разные роли и обязанности;
-способность действовать в интересах сообщества;
-этично вести себя в межличностном контексте
Тема проекта соответствует государственному стандарту общего образования по литературному чтению
Зачем нужно читать сказки?
Могут ли герои сказок помочь мне в трудной ситуации?
Смогу ли я написать сказку?
Ожидаемые результаты.
1.Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
2. Вовлечение детей и их родственников в активную творческую деятельность .
3. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении мероприятий, посвященных сказкам.
4. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
5. Обогащение знаниями о русских народных сказках, о их роли
6 . Инсценировка сказки.
Учебные мероприятия
Подготовительный этап
1.На подготовительном этапе я провожу анкетирование, где выясняю, что дети начального звена мало знают русских народных сказок и их героев.
2. Основной этап.
№ | Содержание мероприятия | форма работы | сроки |
1. | Анкетирование. | учитель | сентябрь |
2. | Чтение русских народных сказок по списку. | учитель-родитель урочно-внеурочная | сентябрь-ноябрь |
3. | Конкурс рисунков «Герои русских народных сказок». | учитель уроки ИЗО, сам-но с родителями | октябрь |
Отгадывание кроссвордов, ребусов о героях сказок. | дети-родители внеурочная | сентябрь-октябрь | |
4. | Работа с пластилином «Герои русских народных сказок». Иллюстрация сказки. Работа парами. | технология работа парами урочная | октябрь |
5. | Викторина по сказкам. | презентация, внеурочная | октябрь |
6. | Исследовательская работа «Герои русских народных сказок». | дети – родители, внеурочная | октябрь |
7. | Просмотр мультфильмов. | урочная, внеурочная | сентябрь-ноябрь |
8. | Работа с картинами художников иллюстраторов. | учитель-презентация | ноябрь |
9. | Конкурс рисунков-загадок по сказкам. | урочная, внеурочная | октябрь |
10. | КВН по русским народным сказкам. | учитель, капитаны команд, внеурочная | ноябрь |
11. | Посещение музея «Сказкин Дом» | внеурочная | 30 октября |
12. | Итоговая командная игра по сказкам. | урочная, внеурочная |
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Осознанное, правильное, выразительное чтение, понимание смысла прочитанного произведения, умение
-выбирать более точную формулировку главной мысли из ряда данных, составление рассказа характеристики главного героя, умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представил,
-умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, умение писать на заданную тему
-умение сочинять сказки, умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-должны иметь преставление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций, должны знать компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа.
Гипотеза.
Я предполагаю, что благодаря этому проекту учащиеся познакомятся:
· Со старославянскими словами;
· Со словосочетаниями;
· Со сказками, которых не знают и несущих ценность;
· Познакомятся с культурой и традициями русского народа, что будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и Р.Н.К. (русской национальной культуре).
Метод исследования - метод анкетирования:
В нашей работе анкетированием было охвачено 24 человека.
Вопросы, данной анкеты:
1. Назови русские народные сказки.
2. На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
3. Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими:
Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса.
Почему именно его?
4. Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?
5. Зачем сказка нужна человеку?
DOCS_timing['chv'] = new Date().getTime(); KX_resize = function() {if (KX_kixApp) {KX_kixApp.resize();}}; Рефлексия участия в проекте
Обучающиеся | Учитель | |
Плюсы | 1.Нравится участвовать в проектной деятельности . 2.Было интересно полезно и познавательно. 3.Лучше понять творчество и традиции русского народа. | 1.Хорошая подготовка к различным видам конкурсов. 2.Отработали навыки поиска в сети Интернет . 3. Созданы работы о героях сказок. 4.Получены новые знания. 5.Реализация проекта создала условия для социализации обучения, формирования умений, взаимодействия в команде, применения теоретических знаний на практике, развития логического, креативного мышления. |
Проблемы | 1.Забывчивость. 2.Собственная лень | 1.Нехватка времени. 2.Необязательность обучающихся. 3.Неумение работать командой над проектом. Дорогие билеты в музеи. |
Перспектива | 1. Побольше проектов. 2.Участие в проектной деятельности. 3. Научиться сознательному полезному чтению. | 1.Провести конкурсы рисунков, литературные встречи с осуждением авторских сказок ребят. 2.Изготовление различной печатной продукции. |
Анкетирование по проекту «Русские народные сказки»
1-3 | 4-5 | более 5 | |
1. Назови русские народные сказки | |||
2. На кого хочешь быть похожим | На Елену Прекрасную, Ивана-царевича, Жар-птицу, Добрыню Никитича, на Царевну лягушку, на медведя, на Кощея (умеет обманывать), Василису Прекрасную, Змея Горыныча (он крутой), на лешего, волка, на лису ( она хитрая), на Емелю (он смешной), на Алёнушку. | ||
3. Назови положительных героев сказок | Правильно нашли 20 человек. | ||
5. Зачем сказка нужна человеку? | Затруднились ответить-2 Дали неполный ответ-22 человека (Чтобы чем-нибудь заняться, читать, чтобы быть умным, чтобы было весело, не скучно, чтобы узнать жизнь, чтобы занять чем –то людей). |
Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?
Ответы учеников:
· Быть богатым ( 2 человека).
· Чтобы всё в жизни было хорошо.
· Быть умным.
· Жить во дворце.
· Стать магом.
· Учиться на 5 (2 человека).
· Стать фигуристкой.
· Много денег.
· 1000 желаний исполнить.
· Чтоб в меня влюбились мальчики и здоровья.
· О власти.
· Кота.
· Стать президентом.
· Чтоб у мамы был муж.
· Научиться летать.
· Диск.
Анкета- тест по теме
«Русскиенародные сказки»
1. Назови русские народные сказки, которые ты запомнил при работе с проектом.
2. Перечисли самых распространённых героев русских народных сказок.
3. Послушай отрывок и определи , где русская народная сказка, а где авторская.
А) Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу — пускай пропадает.
Кот ходил, ходил и набрел на избушку. Залез на чердак и полеживает себе. А захочет есть — пойдет в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта — опять на чердак, и горя ему мало!
Б) "Кабы я была царица,-Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
- "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
4.Отгадай сказку по словам:
а) гуси-лебеди, братец, Баба-Яга, девочка,
яблонька
Б) щука, печка, царевна, дрова в) звери, зима, волки, дом
5.Понравилось ли тебе участие в проекте. Что понравилось?
Итоги анкетирования по теме «Русские народные сказки»
1.Назвали русские народные сказки | более 10 сказок 17 человек | менее 10 сказок 6 человек |
2.Смогли назвать сказочных героев русских народных сказок | более 10 18 человек | менее 10 5 человек |
3. Смогли отличить русскую народную сказку от авторской | 21человек | 4 человека |
4.Угадали сказку по предложенным словам | 18 человек | 5 человек |
5. Понравилось участие в проекте | 23 чел. Экскурсия-20 чел. Викторины-23 чел Задания-15 чел. Презентации- 18 чел. | |
6. Нарисовали по желанию любимого героя | 17 чел. |
Работая над проектом мы научились:
-выразительно читать,
-грамотно и образно выражать свои мысли,
-создавать иллюстрации к сказкам,
-придумывать сказки по готовой иллюстрации,
-научились работать с материалами,
-бережно относится к творчеству друг друга,
-работать в группе…