Роль экономической информации в управлении. Алгоритм информационного управления.

Управление (англ. - control) – это функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных или экономических), направленная на реализацию их целевых установок и поддержание присущей им структуры. Современное предприятие является сложной организованной экономической системой, степень сложности которой соответствует степени сложности управляемого объекта. Информация организует связь между субъектом и объектом управления.

С точки зрения кибернетики, управление можно разделить на обработку информации и приня­тие управленческих решений. Сам процесс управления является специфическим видом человече­ской деятельности, в котором информация выступает как предмет, средство и результат труда. Содержание работы органов управления можно рассматривать как совокупность процессов преоб­разования, движения и обработки информации. Принятие решений является волевым актом, осу­ществляемым человеком по результатам обработки информации.

Существенность данного деления подтверждена практикой создания автоматизированных сис­тем управления и показывает, что принижение каждой из сторон процесса снижает качество управления. Недооценка роли обработки информации ведет к принятию необоснованных и несо­гласованных решений. А это, в свою очередь, ведет к большим потерям и снижению эффективно­сти производства. Повышение роли эффективной обработки информации характерно для любых управленческих задач, как управления предприятиями, так и в государственном и муниципальном управлении. Менеджеры рассматривают автоматизацию обработки информации как ключ к ко­ренным преобразованиям в методах управления фирмой.

Однако усиление роли обработки информации недолжно приводить к недооценке второй сто­роны управления - принятия решения. Практика показала, что для экономического управления участие человека необходимо. Это объясняется сложностью экономических систем, наличием социальных и психологических факторов. Неотъемлемым атрибутом экономического управления является развитая система целей, которая не может быть полностью формализована. Кроме того система целей должна поддерживаться системами интересов и законодательных мер. В экономи­ческой системе коллектив или отдельный человек, являющийся объектом управления, имеет свои интересы и цели, не совпадающие с интересами и целями других участников. Согласование этих целей, контроль и стимулирование их достижения входит в процесс управления и может выпол­няться только человеком. Необходимость участия человека в принятии решений и выработке управляющих сигналов отражает принципиальную невозможность полной формализации эконо­мического управления и является признаком, отличающим автоматизированные системы от авто­матических. Процессы обработки информации и принятия решений не являются последователь­ными, когда один процесс предшествует другому. Эти процессы выполняются параллельно и управление можно рассматривать как сложный итерационный процесс, в котором оба процесса тесно переплетаются.

После некоторого этапа обработки следует анализ того, какая информация должна обрабаты­ваться и как. Такой анализ не является собственно принятием управленческого решения, но отно­сится к управлению. После анализа промежуточных результатов возможен возврат к любому из предыдущих этапов, если полученная информация не удовлетворяет требованиям. Сама управ­ляющая информация поступает в дальнейшую обработку и поэтому принятие решения является не конечной точкой, а скорее узловым моментом процесса управления.

 
  Роль экономической информации в управлении. Алгоритм информационного управления. - student2.ru

Рис. 12. Алгоритм информационного управления.

Наши рекомендации