Роль экономической информации в управлении. Алгоритм информационного управления.
Управление (англ. - control) – это функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных или экономических), направленная на реализацию их целевых установок и поддержание присущей им структуры. Современное предприятие является сложной организованной экономической системой, степень сложности которой соответствует степени сложности управляемого объекта. Информация организует связь между субъектом и объектом управления.
С точки зрения кибернетики, управление можно разделить на обработку информации и принятие управленческих решений. Сам процесс управления является специфическим видом человеческой деятельности, в котором информация выступает как предмет, средство и результат труда. Содержание работы органов управления можно рассматривать как совокупность процессов преобразования, движения и обработки информации. Принятие решений является волевым актом, осуществляемым человеком по результатам обработки информации.
Существенность данного деления подтверждена практикой создания автоматизированных систем управления и показывает, что принижение каждой из сторон процесса снижает качество управления. Недооценка роли обработки информации ведет к принятию необоснованных и несогласованных решений. А это, в свою очередь, ведет к большим потерям и снижению эффективности производства. Повышение роли эффективной обработки информации характерно для любых управленческих задач, как управления предприятиями, так и в государственном и муниципальном управлении. Менеджеры рассматривают автоматизацию обработки информации как ключ к коренным преобразованиям в методах управления фирмой.
Однако усиление роли обработки информации недолжно приводить к недооценке второй стороны управления - принятия решения. Практика показала, что для экономического управления участие человека необходимо. Это объясняется сложностью экономических систем, наличием социальных и психологических факторов. Неотъемлемым атрибутом экономического управления является развитая система целей, которая не может быть полностью формализована. Кроме того система целей должна поддерживаться системами интересов и законодательных мер. В экономической системе коллектив или отдельный человек, являющийся объектом управления, имеет свои интересы и цели, не совпадающие с интересами и целями других участников. Согласование этих целей, контроль и стимулирование их достижения входит в процесс управления и может выполняться только человеком. Необходимость участия человека в принятии решений и выработке управляющих сигналов отражает принципиальную невозможность полной формализации экономического управления и является признаком, отличающим автоматизированные системы от автоматических. Процессы обработки информации и принятия решений не являются последовательными, когда один процесс предшествует другому. Эти процессы выполняются параллельно и управление можно рассматривать как сложный итерационный процесс, в котором оба процесса тесно переплетаются.
После некоторого этапа обработки следует анализ того, какая информация должна обрабатываться и как. Такой анализ не является собственно принятием управленческого решения, но относится к управлению. После анализа промежуточных результатов возможен возврат к любому из предыдущих этапов, если полученная информация не удовлетворяет требованиям. Сама управляющая информация поступает в дальнейшую обработку и поэтому принятие решения является не конечной точкой, а скорее узловым моментом процесса управления.
Рис. 12. Алгоритм информационного управления.