Роль информации в управлении обществом

В демократическом государстве функционируют несколько ветвей власти. Прежде всего, это законодательная власть, осуществляемая Парламентом республики. В Конституции Республики Казахстан записано: «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции». Парламент состоит из Двух Палат: Сената и Мажилиса. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает законы.

Правительство Республики осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

Судебная власть отравляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Так называемая четвертая власть приписывается средствам массовой информации. эта власть, недекларированная и официально нигде не зарегистрированная, присутствует в понимании той огромной силы публичного выступления журналистов по самым актуальным проблемам, решаемым обществом. Характерно, что четвертая власть не имеет юридически определенных и законодательно закрепленных функций. Ряд исследователей отмечают, что «мы можем говорить о власти, признаваемой на уровне культурологических представлений» /8/. То есть Закон «О средствах массовой информации» регулирует функционирование СМИ в обществе, защищает права граждан в отношениях со СМИ, гарантирует права журналистов, регулирует обязанности и границы взаимодействий граждан в отношениях со СМИ. Но Закон не наделяет СМИ властными функциями. На уровне четвертой власти в силу вступают законы, зачастую неписанные - правила поведения, этики, культуры и т.д., закрепленные в индивиде в процессе воспитания этого индивида. Складываясь в культурные и социальные представления общества из представлений индивидов, эти правила должны представлять собой мощный рычаг социальной регуляции.

Реально эта власть выражается в силе общественного мнения, которое формируют газеты, журналы, радио и телепрограммы. Средства массовой информации предоставляют трибуну для обнародования различных взглядов и воззрений, то есть они являются одной из форм публичного выражения мнений. Исключительная важность одной из демократических свобод свободы слова и средств массовой информации - обусловлена тем, что они являются связующим звеном между обществом и властью. Недаром в развитых демократических странах говорится о наличии четвертой ветви власти в лице журналистов, умеющих вовремя преподнести нужную информацию. Предназначением средств массовой информации является оперативное представление достоверных сведений о деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан.

Понятие «четвертая власть» содержит известный налет метафоричности. Однако за этим понятием скрывается совокупность регулятивных функций, заложенных в СМИ, посредством которых общество организует контроль за ходом исполнения и регуляции правовых нормативных актов, законодательного творчества, исполнительных и других функций власти.

Как писали «Известия», « ... нам вообще предстоит отказаться от многих иллюзии. Так, мы уже начали забывать, что такое официальный ответ о принятых после выступления газеты мерах. Когда-то именно такими ответами определялась действенность этих выступлений. По ним снимались с постов руководители разных рангов, лишали партбилетов, возбуждались или закрывались уголовные дела, ЛЮДИ получали ордера на квартиры... и советские газеты превращались в удивительный общественный орган, совмещающие в себе функции прокурора и собеса, суда и церкви» /9/.

Прямо или косвенно ответственные за состояние дела должностные лица, опасаясь негативных санкций со стороны выше стоящих структур управления, реагировали на выступления СМИ: общепринятым в системе бюрократическим способом: обсуждали, разрабатывали план мероприятий, применяли формальные негативные санкции и, главное, отвечали редакциям.

Обнаруживается принципиальное отличие четвертой власти от законодательной, исполнительной и судебной: властные начала СМИ обусловлены двусторонностью и полифункциональностью прямых и обратных связей. СМИ: выполняют посредническую функцию между высшими эшелонами власти и народными массами, реализуют организующую роль между различными структурами власти, ориентируют оба крайних социальных образования в лице властных структур, с одной стороны, и в лице народа, исполнителей воли власти, с другой /8/. Во-вторых, СМИ: сами живо ориентированы на малейшие изменения в социальной сфере. Они должны быстро реагировать на подвижки в законодательной, исполнительной и судебной властях, учитывать настроения масс. То есть в основу деятельности СМИ: заложены концептуальные начала организации общества.

Являясь одним из социальных институтов общества - журналистика в соответствии со своими функциями способна «оказать глубокое влияние на сознание и поведение аудитории - адресата». Российский исследователь Е.Прохоров предлагает использовать термин «четвертая власть» в двух смыслах: без кавычек и в кавычках. В первом случае СМИ являются представителями четвертой власти, когда транслируют обязательные для исполнения решения всех трех ветвей государственной власти. Он считает в таком случае сущность СМИ: - «это ее деятельность как социально-контрольного института, вмешивающегося в функционирование институтов государственной власти. В других случаях, когда выступления СМИ не имеют обязательной силы, следует говорить о СМИ: как о «четвертой власти» в кавычках, которые не несут ироничного оттенка, а лишь указывают на ограничительное толкование характера властных полномочий и воздействий журналистики. Кроме того, есть материалы, которые публикуются изданиями авторитетных социальных институтов и могут стать основанием для принятия важных государственных решений. Поэтому возможно в принципе говорить о «властных полномочиях» журналистики в обществе - ее предназначенности и способности осуществлять властные акции. Таким образом, приходит к выводу исследователь, «четвертая власть» - это реальная власть, хотя и своеобразная в силу специфики «властных возможностей» /1, С.76/.

1. Прохоров Е Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М.: МГУ, 1995..с.32-34.

2. Колосов Г. Средства массовой коммуникации и журналистская информация. Журналистика и публицистика/ffiравовые науки и журналистика. Алма-Ата: КазГУ. 1969.С74-92.

З. Орлова Т. Введение в журналистику. Организация работы редакции. Минск: Университетское, 1989. С.18.

4. Мицкевич Э. Меняющиеся каналы. Оксфорд.1997 (на англ. яз.)

5. Ибраева Г. Исследования телевизионной политики - это экскурс в будущее// Вестник КазГУ.Серия журналистика. Алматы: Казак университeтi, 1998. N 3. C.12-17.

6. Ибраева Г. Масс-медиа Казахстана после независимости: реальность и иллюзии// Вестник КазГУ. Серия журналистика. Алматы: Казак университетi, 2000. N 8. С.4-11.

7. Рaxимбеков Б. Великосветская экономическая тусовка или «лаборатория идей»?//Новое поколение.1997.N 6, февраль.

8. Калимуллин Р. О некоторых особенностях функционирования «четвертой власти»// Новая пресса: проблемы становления и развития. Тезисы научно-npактической конференции. Воронеж: ВГУ, 1991. с.3-7.

9. Итак, свобода печати .. .//Известия. 1990. 1 августа.

Тестовые вопросы для закрепления темы

1. С чьим именем связана ориентация газеты на политическую жизнь общества?

В.Ленин;

Ф.Энгелъс;

к.Маркс;

А.Линкольн;

В .Гуттенберг.

2. Кто в демократическом государстве осуществляет законодательную власть?

Президент республики;

Кабинет министров;

правительство государства;

Парламент;

средства массовой информации.

3. Кто в демократическом государстве олицетворяет четвертую власть?

Президент республики;

Кабинет министров;

правительство государства;

Парламент;

средства массовой информации.

4. Базовой категорией в теории журналистики является категория:

функции журналистики;

принципы журналистики;

средства;

информация;

пресса;

5. Что такое информация в профессиональном понимании этой категории?

все, что опубликовано в газетах и журналах;

все, что может быть увидено, услышано и прочитано;

то, что реально, воздействует на жизнь государства;

то, что влияет на сознание и поведение людей;

то, чем руководствуется правительство страны.

6. Принятая информация - это:

весь объем переданной информации;

часть объема потенциальной информации; \ . часть реальной информации;

вся реальная информация;

вся потенциальная информация.

7. В каком документе впервые появилась аббревиатура «СМИ»?

резолюция «О гласности»;

Закон РК «О печати и других СМИ»; Закон РК «О СМИ»;

Указ Президента РК «О печати независимого Казахстана»;

Постановление Парламента РК «О свободе печати и СМИ».

8. В словосочетании «средства массовой информации» заложено понятие:

доступность информации для массы по касающимся ее вопросам;

относительная дешевизна информации, иногда бесплатность;

возможность читать и смотреть информацию в любых условиях;

широкая распространенность информации, необходимой обществу;

участие всех желающих в обсуждении результатов воздействия информации.

9. В словосочетании «средства массовой информации» заложено понятие:

регулярность появления изданий в определенные дни, регулярность появления телепередач, рубрик, циклов;

нерегулярность появления изданий;

отсутствие секретов в газетах, журналах;

невозможность утаивания объективной информации;

регулярное появление объективной и правдивой информации,

10. Какой термин принят в теории журналистики, обозначающий «текст»?

информация;

публикация;

материал;

сообщение;

печать.

11. Что такое «дезинформация»?

отсутствие всякой информации;

обилие всякой информации;

особая информация для особой группы потребителей;

информация для тех, кто не любит политику;

информация, отражающая действительность неадекватно

Литература

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. м.: МГУ, 2000.

Ворошилов В. Журналистика: Учебник СПб.: Изд-во В.Михайлова, 2000.

Гуревич С. Газета и рынок. М.: Евразия, 1999.

Ученова В. У истоков публицистики. М.: МГУ, 1989.

Орлова Т Введение в журналистику. Организация работы редакции. Минск: Университетское, 1989.

Вестник КазГУ. Серия журналистика. Алматы: Казак университeтi, 1997-2000.

Из истории отечественной журналистики. Республиканский научно-исследовательский журнал. Алматы: Казак университeтi, 1997-2000. Вестник МГУ Серия журналистика. М.: МГУ, 2000.

Наши рекомендации