Договор о патентной кооперации
Идея заключения Договора о патентной кооперации возникла в 60-е годы в связи с необходимостью решить целый ряд проблем, затрудняющих работу патентных ведомств, связанную с рассмотрением заявок на изобретения. Суть этих проблем сводилась к следующему:
— дублирование всех видов работ патентных ведомств;
— медленное рассмотрение заявок при проведении экспертизы заявок по существу из-за возрастающего объема документации, которую должен учитывать эксперт;
— замедление распространения информации о возросшем потоке новых технических достижений;
— сложность подачи заявок в зарубежные страны.
Поиск решения этих проблем, осуществить которые можно только совместными усилиями государств, привел к созданию новой формы сотрудничества — международной кооперации по проведению патентного поиска и экспертизы заявленных решений.
С целью осуществления условий кооперации на Дипломатической конференции в Вашингтоне 19 июля 1970 г. был подписан Договор о патентной кооперации. В целях облегчения работы с документами, составленными на разных языках, при переводе их с одного языка на другой было принято решение о применении во всех странах-участницах единой аббревиатуры в отношении наименования Договора по начальным буквам его английского наименования (Patent Cooperation Treaty—РСТ), произносимых «пи-си-ти», вступившего в силу в 1978 году и подвергшегося изменениям в 1979, 1984 и 2002 годах.
Договор призван решать две главные комплексные задачи. Первая задача — установление системы международной подачи заявок на изобретения. Такая система предусматривает подачу одной международной заявки, которая приравнивается к подаче национальных заявок в странах — участницах Договора, где испрашивается охрана изобретения, проведение международного поиска по определению уровня техники заявленного изобретения, проведение международной предварительной экспертизы заявленного изобретения на соответствие критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости.
Цель решения этой задачи — исключить дублирование национальными патентными ведомствами процесса обработки заявок на одно и то же изобретение, поданных одновременно в нескольких странах, а также упростить и сделать более экономичным для заявителя получение охраны изобретений в этих странах.
Вторая задача — сбор и распространение информации и организация технической помощи, выполняется путем международной публикации заявок на изобретения.
Основным содержанием Договора являются положения о международной заявке и международном поиске, а также положение о международной предварительной экспертизе. Он регулирует права и обязанности как государств-участников, так и заявителей, подающих международные заявки. Инструкция к Договору содержит основные требования к составлению, оформлению и подаче международной заявки, регламентирует порядок проведения по ней международного поиска и международной предварительной экспертизы. В настоящее время процедуру рассмотрения заявки и выдачи по ней охранных грамот по системе РСТ принято делить на две фазы - международную и национальную.
- Международная фаза включает в себя подачу международной заявки, проведение поиска и предварительной экспертизы. Национальная фаза представляет собой обычный порядок выдачи патентов /ведомством страны патентования в соответствии с требованиями внутреннего законодательства. Переход от одной фазы к другой регулируется специальными нормами.
Подача международных заявок сопровождается уплатой международной пошлины в пользу Международного бюро ВОИС.
Процедура истребования зарубежных патентов для большинства стран осуществляется в пределах 30 месяцев, считая со дня подачи первой правильно оформленной заявки. При этом до истечения 12 месяцев с даты приоритета международная заявка подается в так называемое «получающее ведомство», которым обычно является национальное ведомство заявителя. В оставшиеся 18 месяцев производятся следующие действия:
— проверка получающим ведомством международной заявки на соответствие ее формальным требованиям и направление одного экземпляра в Международное бюро, а другого — в международный поисковый орган (до истечения 13-го месяца);
— выполнение международного поиска международным поисковым органом и составление по его результатам отчета о поиске, представляющего собой перечень документов, которые следует принять во внимание при проведении экспертизы (14-16 месяцев);
— направление международным поисковым органом отчета о поиске заявителю и в Международное бюро (до истечения 1-го месяца);
— внесение заявителем с учетом материалов поиска изменений в формулу, если это необходимо (17—18 месяцев),
— публикация международной заявки Международным бюро (по истечении 18-го месяца);
— уплата заявителем национальной пошлины и предоставление перевода на язык той страны, куда она подается (19—30 месяцев).
В патентном ведомстве каждой из этих стран, дальнейшее рассмотрение заявки производится по правилам национального законодательства.
Присоединение государств — участников Договора к положению о проведении предварительной международной экспертизы является необязательным для этих стран. Однако в настоящее время подавляющее большинство стран применяет Договор в полном объеме. Компетентными органами международной предварительной экспертизы являются те же ведомства, которые проводят международный поиск. Исключение составляет Патентное ведомство Великобритании, которое является только органом международной предварительной экспертизы.
Цель проведения международной предварительной экспертизы - составление предварительного заключения о том, является ли изобретение новым, имеет ли оно изобретательский уровень (неочевидность) и может ли быть промышленно применимым. В заключении не содержится вывод о патентоспособности изобретения и поэтому по получении копии международной предварительной экспертизы национальные патентные ведомства тех стран, куда подается заявка, проводят окончательную проверку в соответствии с критериями, установленными национальными ведомствами.
Преимущества процедуры РСТ
Практика применения Договора выявила ряд преимуществ патентования по процедуре РСТ по сравнению с традиционной процедурой зарубежного патентования изобретений путем подачи отдельных заявок в каждую выбранную страну:
1. На первом этапе заявитель подает заявку на одном языке, для заявителей ряда стран это язык их страны, а впоследствии, на национальной фазе, заявка лишь переводится на язык страны патентования, но не пересоставляется.
2. Заявка подается в одно получающее ведомство.
3. Заявитель получает дополнительное время для коммерческой проработки вопроса о возможной реализации изобретения и принятия решения о патентовании изобретения за границей, выбора стран патентования, при этом могут быть предотвращены расходы, связанные с подготовкой переводов и уплатой национальных пошлин за подачу и экспертизу заявок за страны нецелесообразного патентования.
4. Положительные результаты отчета о международном поиске укрепляют позицию заявителя в национальных патентных ведомствах.
5. Международный поиск позволяет выявить случаи, когда изобретение не превышает известного уровня техники, что дает возможность заявителю своевременно или отказаться от перевода международной заявки в национальную фазу рассмотрения и тем самым избежать непроизводительных затрат, или изменить притязания и подать дополнительную заявку.
6. Публикация международной заявки с отчетом о международном поиске способствует привлечению фирм к этим изобретениям и облегчает заявителю рекламу изобретения.
7. Снижается объем переписки с национальными патентными ведомствами и патентными поверенными.
Недостатки процедуры РСТ
Процедура РСТ имеет и недостатки. Основной из них — дополнительные расходы в виде пошлин в Международное бюро ВОИС (основ ной и за указание каждой страны патентования). Опыт показывает, что использование процедуры патентования по системе РСТ экономически оправдано при числе стран патентования не менее пяти. Кроме этого, процедура РСТ увеличивает время патентования.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
Основные концепции ВОИС
Всемирная организация интеллектуальной собственности, в сокращенной форме «ВОИС» - на русском языке, «WIPO» (Wbrld Organization Intellect Property)— на английском языке, была учреждена конвенцией, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 г. и вступила в силу в 1970 году. В настоящее время членами Организации являются более 100 государств, в том числе и Россия.
ВОИС преследует следующие цели: содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем развития сотрудничества государств и обеспечивать административное сотрудничество союзов по охране интеллектуальной собственности.
Стандарты ВОИС
Основной международной организацией, в рамках которой осуществляется организация работ по стандартизации в области патентной информации, является ВОИС. К 2000 году ВОИС разработала около 40 стандартов по всем вопросам, относящимся к патентной информации, включая коды для указания и идентификации библиографических данных на патентных документах, отбор, хранение и поиск патентных документов, в частности с помощью ЭВМ, и ряд других.
Наиболее применимыми для пользователей патентной информации являются стандарт ST.9 «Библиографические данные, включаемые в патентные документы». (Библиографическое описание патентного документа) и стандарт ST.3 «Двубуквенные коды для представления наименований государств и других административных единиц, а также международных организаций, издающих или осуществляющих регистрацию патентных документов». Пользователи патентной документации встречаются с трудностями при идентификации библиографических данных, приводимых в патентных документах и относящихся к ним.
Стандарты предусматривают средства, с помощью которых без знания языка, использованного в публикации, и соответствующих законодательств в области промышленной собственности можно почерпнуть важнейшую информацию, содержащуюся в патентном документе.