Организация предпродажного обслуживания
Предпродажное обслуживание выполняется за счет производителей техники на предприятиях системы фирменного обслуживания.
Государственный стандарт на предпродажное обслуживание строительных и дорожных машин в настоящее время отсутствует, что негативно сказывается на работе предприятий системы фирменного обслуживания.
Следует отметить, что кафедрой сервиса дорожно-строительных машин МАДИ (ГТУ) и рядом отечественных производителей строительной и дорожной техники ведется активная работа по созданию нормативной базы основ организации и проведению предпродажного обслуживания.
Целью предпродажного обслуживания является обеспечение комплектного исправного состояния машины, реализуемой покупателю.
Задачами предпродажного обслуживания являются:
• идентификация машины и эксплуатационных документов;
• расконсервация;
• внешний осмотр, проверка комплектности машины;
• монтаж комплектующих изделий, не установленных изготовителем на период транспортирования к месту продажи;
• установка (по договору между продавцом и покупателем) дополнительных сборочных единиц (приборов, приспособлений, оборудования);
• проверка уровней, заправка или дозаправка топливом, рабочими жидкостями, смазочными и другими эксплуатационными материалами;
• проверка работоспособности;
• проверка соответствия требованиям безопасности, эргономики и защиты окружающей среды;
• регулировка (по мере необходимости) сборочных единиц и систем.
Перечень и объемы работ при предпродажном обслуживании зависят от модели и конструкции машины. Для проведения работ по предпродажному обслуживанию на каждую модель машины должны быть составлены технологические карты, в которых указываются перечень операций, оборудование, квалификация персонала, средняя трудоемкость. Технологические карты предпродажного обслуживания должны быть согласованы с изготовителем техники. Одним из возможных вариантов снижения риска получения недоукомплектованной и технически неисправной продукции является получение ее представителями торгующей организации непосредственно на предприятии-изготовителе.
Идентификация проводится с целью проверки соответствия марки машины, заводского номера, года выпуска, маркировки двигателя и рамы (для машин на базе автомобилей), информации, указанной в эксплуатационной документации, а также наличия сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства.
Расконсервация машины должна выполняться в соответствии с ГОСТ 27252—87 и требованиями руководства по эксплуатации по ГОСТ 2.601-95.
Внешний осмотр, проверка комплектности машины проводится с целью контроля целостности деталей и сборочных единиц, прочности их крепления, отсутствия дефектов, наличия и целостности пломб в местах, предусмотренных эксплуатационной документацией. Проверяется также комплектность ЗИП.
Монтаж на машину комплектующих изделий, снятых на период транспортирования, проводится согласно эксплуатационной документации.
Установка (по договору с покупателем) дополнительных сборочных единиц (приборов, приспособлений, оборудования) проводится при условии соблюдения требований безопасности, в том числе безопасности при эксплуатации, пожарной безопасности и охраны природы. Изменения в конструкции согласовываются с изготовителем.
Проверка уровней, заправка и дозаправка машин топливом и смазочными материалами должны проводиться закрытым способом в соответствии с эксплуатационной документацией.
Применяемые топлива и смазочные материалы должны быть снабжены сертификатами или иными документами, подтверждающими их марку и качество.
Проверка работоспособности машины проводится на стоянке и в движении.
Пуск силовой установки осуществляется согласно эксплуатационной документации. В период пуска проверяют работу стартера и пускового подогревателя.
Проверке работоспособности подвергаются следующие системы и их показатели:
силовая установка — устойчивость работы на холостом ходу и переходных режимах;
кабина — работа контрольно-измерительных приборов, бортовых компьютеров, индикаторов, рулевого управления, рычагов и педалей;
рабочее оборудование — работа навесного оборудования и элементов привода, системы автоматики (предусмотренной конструкцией);
трансмиссия — работа муфты сцепления, коробки перемены передач, элементов гидропривода трансмиссии.
Проверка соответствия требованиям безопасности должна проводиться по машине в целом и по отдельным системам перед запуском при работающей силовой установке, а также после его остановки. Проверке требований безопасности подвергаются следующие характеристики.
Машина в целом:
необходимая затяжка и фиксация соединений, исключающие их самопроизвольное ослабление;
отсутствие трещин и повреждений деталей и сварных соединений;
исправность замков, а также фиксация двери и капота в открытом и закрытом состоянии;
исправность тягово-сцепного или опорно-сцепного устройств и страховочных тросов (цепей);
фиксация рабочего оборудования в рабочем и транспортном положениях.
Тормозная система:
срабатывание тормозных устройств при пробном включении и выключении;
величина тормозного пути;
обеспечение неподвижного состояния на уклоне.
Органы управления:
фиксация (невозможность самопроизвольного включения и выключения) рычагов переключения передач и управления рабочим оборудованием, отсутствие деформации органов управления;
свободный ход рулевого колеса.
Ходовое оборудование:
давление воздуха в шинах;
высота (глубина) рисунка протектора;
натяжение гусеничных цепей (предусмотренных конструкцией);
прочность элементов соединения ходового оборудования;
отсутствие местных повреждений шин (пробои, разрывы, порезы сквозные и несквозные), расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины шин, дефектов на поверхности дисков, ободов и колец (деформация, трещины и т.д.);
соответствие установленных шин по размерам и допустимой нагрузке;
идентичность конструкции шин на одной оси;
отсутствие посторонних предметов в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами;
соответствие установленных шин климатическим условиям.
Силовая установка:
соответствие уровня топлива, масла и охлаждающей жидкости в заправочных емкостях требованиям эксплуатационной документации;
пуск силовой установки и пробная работа на различных оборотах коленчатого вала;
исправность системы выпуска отработавших газов (отсутствие прорыва газов и искр в местах соединения);
исправность контрольных приборов и индикаторов;
исправность запоров горловин, топливных баков и радиаторов;
отсутствие раковин, закатов, трещин и наличие маркировки на поверхности баллонов для газа (для машин, работающих на газовом топливе).
Пневмо- и гидропривод, смазочная система:
соответствие уровня рабочей жидкости гидропривода требованиям эксплуатационной документации;
исправность запоров горловин баков рабочей жидкости гидропривода;
наличие окраски опасных частей и знаков безопасности гидропривода;
наличие опознавательной окраски смазочных систем;
отсутствие в процессе работы гидросистемы рабочего оборудования трения, скручивания, недопустимых перегибов, напряжения и повреждений рукавов высокого давления;
исправность измерительных приборов;
герметичность пневмопривода и пневмоустройств (предусмотренных конструкцией).
Электрооборудование, внешние световые и звуковые приборы:
соответствие числа, типа, цвета и расположения световых приборов;
техническое состояние аккумуляторных батарей и прочность крепления клемм на выходных штырях;
проверка уровня и плотности электролита и доведение его до требований природно-климатической нормы (при необходимости);
исправность и работа электрооборудования, световой и звуковой сигнализации;
работа габаритных огней и указателей поворота (для машин, движущихся в едином транспортном потоке при перебазировании);
режим работы световых приборов.
Сигнальные цвета и знаки безопасности: наличие сигнальных цветов, указателей мест строповки, установки домкратов и знаков безопасности.
Обзорность:
работа стеклоочистителя в установленном режиме;
работа средств обогрева и обдува стекол (предусмотренных конструкцией);
работа фиксаторов открывающихся стекол (предусмотренных конструкций);
исправность стеклоомывателя (предусмотренного конструкцией).
Проверка требований пожарной безопасности заключается в определении герметичности систем питания двигателя, работающего на газовом топливе, а также в наличии первичных средств пожаротушения (огнетушителя) и возможности извлечения огнетушителя без применения инструмента.
Проверка требований эргономики должна проводиться при работе, и, после остановки силовой установки.
Проверке подвергаются следующие характеристики.
Кабины:
определение усилий на органах управления двигателем и тормозной системой;
определение усилий на органах управления рабочим оборудованием;
определение эффективности системы рулевого управления;
определение параметров вибрации на органах управления;
определение параметров вибрации на сиденье оператора;
работа механизма регулирования положения сиденья оператора (продольно, вертикально, угол спинки);
умягченность, воздухопроницаемость, нетоксичность материала подушки сиденья;
работа устройств обогрева и вентиляции;
работа ремней безопасности (предусмотренных конструкцией);
концентрация вредных веществ (запыленность, загазованность) на рабочем месте оператора и параметры микроклимата (температура, влажность) в кабине оператора;
воздушный шум, создаваемый на рабочем месте оператора.
Проверка требований охраны природы осуществляется при работающем двигателе. Проверке подвергаются следующие показатели:
герметичность систем питания, охлаждения двигателя, смазочных систем и гидропривода, а также их элементов;
внешний шум и слышимость бортового звукового сигнализатора заднего и переднего хода;
выбросы вредных веществ: содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах (для карбюраторного двигателя); дымность отработавших газов (для дизелей);
индустриальные радиопомехи.
Регулировка сборочных единиц и систем проводится по мере необходимости. Обращают внимание на регулировку натяжения ремней привода генератора, вентилятора и элементов топливной системы двигателя, приводов вибраторов рабочих органов, натяжение гусениц и давление в шинах ходовой системы, предусмотренных конструкцией машины.