Принципы государственного управления и регулирования
· правительство несет ответственность за создание законов, регулирующих всю деятельность, связанную с использованием атомной энергии, включая и обращение с радиоактивными отходами, и за организацию независимых органов, регулирующих и контролирующих эту деятельность;
· для обеспечения безопасности при обращении с РАО важно, чтобы в принятых законах и выпущенных нормативных документах было определено четкое распределение обязанностей и ответственности между участниками этой деятельности;.
· государственными регулирующими органами должны быть установлены предельные допустимые нормы облучения персонала и населения, сбросов и выбросов радиоактивных веществ в окружающую природную среду;
· ответственность за конкретную АЭС, хранилище отходов, вид деятельности несет эксплуатирующая организация.
Принципы радиационной безопасности:
· принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
· принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
· принцип оптимизации – поддержание индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения на возможно низком достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов.
Принципы обращения с РАО.
· образование радиоактивных отходов и их активность должны удерживаться на практически приемлемом минимальном уровне;
· воздействие РАО на здоровье человека и окружающую среду в будущем не должно превосходить того, которое считается приемлемым сегодня;
· при всех видах деятельности, связанных обращением с радиоактивными отходами и их захоронением, бремя, возлагаемое на будущие поколения, не должно быть чрезмерным.
Пределы эффективной дозы облучения всего тела человека от техногенных источников ионизирующего излучения любого вида в условиях нормальной эксплуатации:
· для персонала, непосредственно обслуживающего радиоактивные системы и оборудование, – 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год;
· для населения – 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год.
К твердым радиоактивным отходам (ТРО) относятся не предназначенные для дальнейшего использования оборудование, инструменты, приборы и другие изделия, материалы, спецодежда и т.д., а также отвержденные ЖРО, в которых удельная активность радионуклидов превышает значения минимально значимой удельной активности.
Основными источниками ТРО, образующихся при эксплуатации АЭС, являются:
· детали и материалы, извлекаемые из активной зоны (подвергшиеся нейтронному облучению);
· детали и узлы ремонтируемого оборудования, контактировавшего с радиоактивным теплоносителем или другими радиоактивными технологическими средами и сорбировавшие на поверхности радиоактивные нуклиды;
· загрязненные приборы, инструменты, приспособления;
· обтирочные и упаковочные материалы, тара;
· фильтровальные элементы спецвентиляции,
· спецодежда, обувь, средства индивидуальной защиты;
· отвержденные жидкие РАО;
· другие загрязненные предметы.
Обращение с твердыми РАО.
100-200 м3 в год слабоактивных ТРО и 10-15 м3 в год средне и высокоактивных ТРО.
Топливо к радиоактивным отходам не относится.
Горючие отходы сжигаются в специальных печах, образовавшеюся золу можно смешать с цементом.
Металлические отходы (штанги СУЗ) могут быть неудобны, их рубят, пилят.
Требования к хранилищу:
· возможность дезактивации внутри помещений,
· осмотр, ревизия, извлечение,
· дистанционное управление,
· сбор и удаление влаги,
· вентиляция,
· радиационный контроль.Возле хранилища нужно контролировать грунтовые воды.