Основные эксплуатационные режими работи судна
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
Основные эксплуатационные режими работи судна
Правильный выбор мощности и количества ГА судовой электростанции позволяет обеспечить бесперебойное и экономичное снабжение приемников электроэнергией заданного качества. Нагрузка СЭС, создаваемая приемниками, не является постоянной, а зависит, в основном, от режима работы судна.
Для морских и речных судов Правилами Регистра Украины установлены следующие режимы работы судна, а значит, и СЭЭС: ходовой; маневренній; аварийный - во время пожара, пробоины корпуса или других влияющих на безопасность плавания судна условий при работе основных источников электроэнергии;
Другие режимы определяются назначением судна. Такими режимами являются:
- для транспортных судов - стоянка без грузовых операций и стоянка с грузовыми операциями;
- для пассажирских судов - стоянка без пассажиров и стоянка с пассажирами;
- судов технического флота - стоянка без работы технологического оборудования и стоянка с его работой;
- для ледоколов - стоянка и ход во льдах;
- буксиров - стоянка и ход с буксировкой.
Режим работы судна определяет основные группы включенных в любой момент времени приемников электроэнергии.
В ходовом режиме включены приемники, обеспечивающие работу СЭУ, средств навигации и связи, а также создающие нормальные бытовые условия экипажа.
В режиме маневров, возникающих при проходе узкостей, входе в порт и выходе из него, перешвартовке и т. д., работают все приемники ходового режима и дополнительно могут быть включены ЭП брашпиля, шпиля и компрессора пускового воздуха ГД. Однако при комплектации СЭС этот режим обычно не учитывают вследствие его непродолжительности, а также из-за того, что на маневрах для обеспечения максимальной безопасности плавания всегда включают резервный ГА.
В режиме стоянки без грузовых операций включены приемники, удовлетворяющие нужды экипажа, обеспечивающие работу приводных двигателей ГА, механизмов вспомогательного котла и др.
В режиме стоянки с грузовыми операциями дополнительно включаются грузовые лебедки и краны.
В аварийном режиме с работой основных источников электроэнергии нагрузка СЭС увеличивается, так как к приемникам электроэнергии, обеспечивающим ходовой режим, добавляются новые. Например, тушение пожара нередко связано с поступлением больших объемов воды внутрь отсеков и судовых помещений, поэтому одновременно с пожарными насосами могут быть включены также балластные и осушительные. При этом нагрузку СЭС можно частично уменьшить путем отключения малоответственных приемников. В случае необходимости включают резервный генератор.
В аварийном режиме, с работой аварийного источника электроэнергии от АРЩ, получают питание особо ответственные приемники, обеспечивающие безопасность экипажа в случае аварии, вызвавшей прекращение работы основных источников электроэнергии.