Эксплуатационные показатели работы судна(количественные и качественные)

Количественные показатели-показатели, при помощи которых оценивают производственную деятельность судна в количественном измерении, измеряется в физ. Величинах.

1)Чистая грузоподъемность Dч= Dw- ∑Pзап.

Dw –дедвейт ∑Pзап –сумма масс всех судовых запасов.

2) Продолжительность эксплуатационного периода работы

Тэ=Тк-Твэ

Тк- календарный период, время нахождения судна в составе флота компании в этом году

Твэ –вне эксплуатации (в ремонте, отстое)

3) Пройденное судном расстояние(пробег) L (L гр- в грузу, L бал – в балласте)

4)Количество транспортной работы, может выражаться:

А) Q –кол –вто перевезенного груза в тоннах

Б) Q*L –кол-во перевезенного груза с учетом расстояния , тонномили

В) Dч*L –в тоннаже-милях

Качественные показатели -относительные величины, получаемые отношением различных количественных показателей и характеризуют степень оперативности руководящего персонала судоходной компании.

1) Коэфициент использования календарного периода

Кэ= Тэ/Тк

2) КОэф. Использования чистой грузоподъемности- отношение тонно миль к тоннаже милям

α ч =∑Q *l / Dч*L

Значиение α ч колеблется от 0 (балластній переход) до 1 –полное использование

3) Коэф. Загурзки судна – отношение перевозимого груза к чистой грузоподъемности

α з = Qф/ Dч

4) Коэф использования грузовместимости

α w =Q* U/W

U- удельный погрузочный объем груза, м^3/т

W- грузовместимость

5) Средняя эксплуатационная скорость, отношение всего пройденного расстояние к времени за траченному на переход

V= L/t х

6) Коэф. Использования ходового времени - время хода к общему времени рейса

Кх = t х/ tр

35. Типичный годовой план судна –основные статьи, их характеристика.

Годовой план работы судна является составной частью аналогичного плана морского пароходства и содержитпроизводственное задание судна, данные о имеющихся транспортных ресурсах и затратах, необходимых на поддержание этих ресурсов. Производственное задание включает план транспортнйо работы( перевозок) в денежном(прибыль) и натуральном(тонны) выражении.

Однако известны некоторые принципиальные положения, которые используются управленческим персоналом судоходных компаний при подготовке планов работы судов. Так, типичный годовой план для судна (Vessel Budget Format) обычно включает три составные части (Fields).

Первая часть плана (Trading) содержит данные о доходах, получаемых за счет коммерческой деятельности судна (плата по договорам фрахтования), и расходах, прямо связанных с эксплуатацией судна с целью получения доходов (directly related to earning that income), включая брокерскую комиссию, расходы в портах и на агентирование. Эта часть плана содержит следующие статьи:

1) календарный период использования судна (trading days), в общем случае 365 суток;

2) время вне эксплуатации (offhire) – предполагаемый период, когда судно (по техническим причинам) не может использоваться в коммерческих целях;

3) ожидаемый общий доход от работы судна (gross trading income). Рассчитывается, исходя из ожидаемых ставок на фрахтовом рынке в планируемом периоде;

4) расходы судовладельца (owner’s expenses), т.е. затраты на обеспечение транспортной работы судна (в зависимости от условий аренды судна и распределения эксплуатационных расходов между судовладельцем и фрахтователем);

5) чистый доход от работы судна (net trading income).

Вторая часть плана (Costs) включает:

1) pасходы на экипаж (crew costs). Расходы на содержание экипажа могут достигать 20-30 % текущих расходов. Они включают заработную плату экипажа и вознаграждения, расходы по социальному страхованию, отчисления в пенси­онный и другие фонды, питание и транспортные расходы экипажа, расхо­ды по репатриации. Уровень этих расходов зависит главным образом от двух факторов: численности экипажа и различных издержек, связанных с оплатой труда экипажа.;

2) Техническое обслуживание и ремонт (Repair and maintenance)- все расходы связанные со всеми видами судового ремонта. 3 видкатегории:

А) текущий ремонт- тех. Обслуживание ГД и вспомогательных механизмов, покраску надстройки, докование.

Б) классификационный ремонт –для освидетельствований регистрами

В)аварийный ремонт , связанынй с непредвиденными поломками.

3) cнабжение и запасные части (stores and spares) – затраты на приобретение запасных частей, палубного оборудования и оборудования для машинного отделения, смазочные и другие материалы и инвентарь. Расходы на запасные части и сменное оборудование возрастают при увеличении возраста судна;

4) запасы провизии (victualling and pantry stores) – расходы на необходимые для экипажа виды продовольствия;

5) страхование (insurance). В этой статье расходов наибольший удельный вес имеют расходы по страхованию корпуса и механизмов судна - Hull and Machinery (H&M) и страхованию ответственности судовладельца перед третьими лицами - Protection and Indemnity (P&I). До­полнительные виды страхования могут быть связаны с военными рисками, забастовками и т.д.

7) модификация (modifications) – время от времени возникает необходимость улучшения оборудования, устройств судна с целью выполнения новых международных требований или продления его эксплуатационной «жизни». Например, в связи с введением 1 июля 2004 года в действие Кодекса по охране судов и портовых средств (ИМО) грузовые суда должны быть оборудованы дополнительными системами охраны: сигнально-предупредительной (о нападении), информационной (АИС), стоимость которых 15-20 тыс. ам. долл;

8) общие текущие расходы (running costs) – указываются в конечном итоге и включают также накладные (overheads) и административные затраты. Последние включают затраты на содержание административно-управленческого аппарата судоходной компании, расходы, связанные с комплектованием судов экипажами, организацией снабжения судов, работой с судовыми агентами и т.д.

Третья часть плана (Financial) посвящена расходам по владению судном и относится к финансовому департаменту компании. Включает данные о прибыли и убытках,налогах, возможности займов у банков, дивидендов акционерам и т.д.

Наши рекомендации