Конструирование объемных изделий из бумаги (2 урока)
Цель урока: продолжить формирование навыков разметки деталей при помощи циркуля, научить приемам моделирования объемных фигур из плоской заготовки.
Изготавливаемое изделие: елочная игрушка «Подвеска-звездочка».
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Учитель предлагает сделать игрушки для украшения новогодней елки. Демонстрирует подвеску-звездочку, выполненную из детали круглой формы. Учащиеся анализируют конструкцию подвески-звездочки, определяют, из какого материала она изготовлена, количество и форму деталей, способы соединения. Предлагают варианты украшения подвески различными, ранее освоенными способами (плоскостной или объемной аппликацией, полосками бумаги и т. п.).
Под руководством учителя составляется последовательность изготовления подвески-звездочки.
В учебном пособии проиллюстрирована и описана последовательность выполнения разметки детали подвески. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционной карты (с. 32). Начало разметки осуществляется аналогично разметке окружности, описанной в материале предыдущего урока. При необходимости учащиеся могут вернуться к данной странице учебного пособия, выполнить разметку большой окружности радиусом 6 см, а затем выполнить разметку окружности радиусом 3 см и продолжить работу по предложенной для данного урока последовательности.
Учащиеся осуществляют разметку детали подвески на изнаночной стороне цветной бумаги.
Учитель обращает внимание школьников на расположение линий разреза и необходимость точного вырезания заготовки. Учащиеся вырезают и надрезают заготовку по размеченным линиям.
Затем учитель демонстрирует прием склеивания для получения объемных лучей подвески-звездочки. Учащиеся склеивают объемные части подвески на своих заготовках.
Учитель предлагает создать на основе изготовленной простой подвески-звездочки другие варианты подвесок. Учащиеся придумывают новые конструкции подвесок, используя два, три и более подготовленных элементов. Дети высказывают свои идеи и обсуждают технологию их осуществления.
В учебном пособии представлено три варианта подвесок из разного количества деталей, описана и проиллюстрирована технология их создания (с. 33).
Учитель демонстрирует различные приемы соединения двух деталей: соединение без клея (вкладывание лучиков одной звездочки в другую), склеивание, сшивание. Объясняет требования к качеству выполненных соединений и условия их достижения.
Учащиеся могут выбрать один из представленных в учебном пособии вариантов изделия или выполнить разработанный самостоятельно. Данную работу можно организовать в группах по 2 человека (если для изготовления подвески требуется 2 детали), по 6—8 человек (если изготавливается подвеска «ежик» из 6—8 деталей). Подвески, выполненные из 2 деталей, можно дополнительно украсить элементами объемной аппликации.