Конструирование изделий из картона

Практическая работа

Учащиеся знакомятся с различными вариантами расположения листьев фона, вы­бирают один из них, подготавливают основу, отбирают не­обходимые растения, составляют букет и закрепляют его на основе (прокалывают основу толстой иглой или шилом и привязывают букетик ниткой или тонкой проволокой).

В учебном пособии проиллюстрирована последова­тельность изготовления панно из засушенных расте­ний. Данную последовательность использую в ка­честве инструкционной карты.

Подведение итогов. Организация выставки.

2.3. Аранжировка растений

Цель урока: познакомить с искусством аранжировки растений, видами природного материала, пригодного для аранжировки, понятиями "односторонняя и многосторон­няя композиция", "пропорции"; научить создавать про­стейшие композиции из засушенных растений.

Конструирование изделий из картона - student2.ru
Методический комментарий. Учитель знакомит учащих­ся с искусством аранжировки растений и демонстрирует готовые работы. При отсутствии работ можно воспользовать­ся фотографиями большого формата или иллюстрациями из учебного пособия (рис. 11).

Учитель сообщает ребятам, что в школе будет прово­диться конкурс

на лучший осенний букет и предлагает принять в нем участие. При этом учитель подчеркивает, что для того, чтобы составить красивый букет, надо знать некоторые правила.

Затем реализуется задача ознакомления учащихся с принципами аранжировки растений, которые используют­ся в процессе составления декоративной композиции. На этом уроке ребята знакомятся с такими понятиями, как "односторонняя и многосторонняя композиция", "пропор­ции" (соотношение величины вазы и размера растений).

Объяснение любого композиционного правила необходи­мо сопровождать демонстрацией работ, наиболее четко ото­бражающих это правило. Можно использовать не только композиции, выполненные из растительного материала, но и рисунки, фотографии произведений декоративно-при­кладного искусства.

При разъяснении особенностей многосторонней и од­носторонней композиции необходимо использовать про­стые, доступные для учащихся слова" и примеры. Так, многостороннюю композицию можно охарактеризовать сле­дующим образом: эта композиция выглядит красиво, если на нее смотреть с любой стороны, ее можно поставить в центре стола и комнаты. В отличие от нее односторон­няя композиция красива только с одной стороны, со вто­рой видны одни стебли, ее нельзя поставить в центре сто­ла, а только возле стены.

Учащимся довольно трудно понять правило "золотого сечения", поэтому знакомство с пропорциями необходимо построить на основе анализа готовых композиций, в про­цессе которого дети выявляют, что высота растений все­гда больше высоты вазы. Подводя итоги, надо уточнить, что растения не просто больше вазы, а превосходят ее по высоте, именно в полтора-два раза. Если ваза широкая и низкая, то растения должны быть в полтора-два раза боль­ше ширины вазы.

В учебном пособии учащимся предлагаются для сравне­ния рисунки пропорциональной и непропорциональной композиции.

В ходе практической работы ученики создают простые композиции из природного материала. Дети впервые вы­полняют такую работу, поэтому последовательность состав­ления композиции из засушенных растений необходимо сообщить им в готовом виде.

Алгоритм создания композиции из сухих растений.

Составить образ букета

1. Подобрать основу и природный материал.

3. Закрепить на основе держатель для растений (плас-
тилин).

4. Укрепить растения в держателе.

5. Оценить получившуюся композицию.

Последовательность изготовления композиции из засу­шенных растений проиллюстрирована в учебном пособии. Ее можно использовать в качестве инструкционной карты.

Основное внимание в ходе вводного инструктажа уде­ляется технологии установки растений в держателе.

Прежде чем укрепить растение в держателе, надо при­ложить его к основе, определить необходимую длину рас­тения, обрезать лишнее.

Последовательность заполнения держателя расте­ниями.

1. Самые длинные растения укрепить в центре держа­теля.

2. Менее высокие ветки и цветы установить вокруг высоких. (Очень часто их укрепляют не вертикально, а немножко наклонив.)

3. Низкие растения у самой основы установить в пос­леднюю очередь.

Учащиеся отбирают необходимые растения, составляют композицию и укрепляют цветы и ветки на основе. В каче­стве основы можно использовать любые маленькие емкости: пустые флаконы от шампуня, баночки от йогурта, крема).

Учитель осуществляет текущее инструктирование (конт­ролирует работу учащихся, дает дополнительные разъясне­ния по выполнению трудовых приемов, обращает внимание детей на возможные ошибки и способы их предупрежде­ния). Если в процессе работы возникает много одинаковых ошибок, то учитель приостанавливает работу всего класса и обращает внимание учащихся на правильное выполнение данной операции, указывает возможные способы предотвра­щения ошибок. При выявлении ошибок у двух-трех учени­ков с ними проводится индивидуальный инструктаж.

Наиболее типичные ошибки, которые допускают уча­щиеся 3-го класса при создании композиции из сухих растений:

1. Ломаются растения. Это происходит из-за хрупкос­ти сухих растений и неаккуратного обращения с ними. Для предупреждения подобной ошибки надо обратить вни­мание учащихся на то, что сухие растения очень ломкие и с ними необходимо обращаться аккуратно. Особенно не­жные и тонкие растения следует связывать в небольшие пучки при помощи проволоки, оставляя проволочную ножку. Вкалывать в держатель надо не стебли, а ножку, сделанную из проволоки.

2. Композиция неустойчива, падает. Эта ошибка появ­ляется в том случае, если композиция перегружена расте­ниями с одной стороны или использованы слишком круп­ные, тяжелые ветки. Чтобы не допустить такой ошибки, надо предостеречь учащихся от использования тяжелых ве­ток, а также больших цветов на высоких стеблях.

3. В композиции виден держатель из пластилина. Та­кой недостаток возникает вследствие использования боль­шого количества пластилина. Для предупреждения этой ошибки следует напомнить учащимся, что необходимо брать небольшой кусок пластилина и маскировать его в процессе работы.

2.4. Моделирование из полосок бумаги

Цель урока: учить анализировать конструкции изделий из полосок бумаги; совершенствовать навык разметки по­лосок с помощью линейки; формировать умение изготав­ливать изделия сложной формы из полосок бумаги спосо­бом плетения.

Методический комментарий. Учитель напоминает уча­щимся, что в 1-м и 2-м классах они изготавливали из­делия из полосок бумаги, демонстрирует несколько объем­ных и плоскостных работ, аналогичных тем, которые дети выполняли в предыдущие годы обучения. В ряд демонст­рируемых изделий следует включить и новые, выполнен­ные плетением. Учащиеся кратко описывают известную им технологию изготовления поделок из полосок бумаги (нарезать полоски, скрутить или сложить из них фигур­ки, склеить полоски), отмечают изделия, с технологией

Конструирование изделий из картона

Цель урока:

· Научить делать разметку деталей сложной формы при помощи линейки; познакомить со щелевым соединением и научить его выполнять;

· Совершенствовать навыки резания картона;

· Научить вырезать по внутрен­ним контурам.

Ход урока

1. Организация рабочих мест

2. Вступительная беседа

Наши рекомендации