Общие требования, предъявляемые
К ТС ПО
Основным требованием, предъявляемым к современным ТС ПО, является их соответствие стандартам и нормативным документам, связанным с процессами ЖЦ ПО и оценкой технологической зрелости организаций-разработчиков (ISO 12207, ISO 9000, СММ и др.). Согласно этим нормативам ТС ПО должна поддерживать следующие процессы:
· управление требованиями;
· анализ и проектирование ПО;
· разработка ПО;
· эксплуатация;
· сопровождение;
· документирование;
· управление конфигурацией и изменениями;
· тестирование;
· управление проектом.
Полнота поддержки процессов ЖЦ ПО должна поддерживаться комплексом инструментальных средств (CASE-средств).
Соответствие стандартам означает также, в частности, использование общепринятых, стандартных нотаций и соглашений. Для того чтобы проект мог выполняться разными коллективами разработчиков, необходимо использование стандартных методов моделирования и стандартных нотаций, которые должны быть оформлены в виде нормативов до начала процесса проектирования. Несоблюдение проектных стандартов ставит разработчиков в зависимость от фирмы — производителя данного средства, делает затруднительным формальный контроль корректности проектных решений и снижает возможности привлечения дополнительных коллективов разработчиков, смены исполнителей и отчуждения проекта, поскольку число специалистов, знакомых с данным методом (нотацией), может быть ограниченным.
Другим важным требованием является адаптируемость к условиям применения, которая достигается за счет поставки технологии в электронном виде вместе с CASE-средствами и библиотеками процессов, шаблонов, методов, моделей и других компонентов, предназначенных для построения ПО того класса систем, на который ориентирована технология. Электронные технологии должны включать средства, обеспечивающие их адаптацию и развитие по результатам выполнения конкретных проектов. Процесс адаптации заключается в удалении ненужных процессов и действий ЖЦ ПО, в изменении неподходящих или в добавлении собственных процессов и действий, а также методик, стандартов и руководств.
5. 3.
ВНЕДРЕНИЕ ТС ПО В ОРГАНИЗАЦИИ
5.3.1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Термин «внедрение» используется в широком смысле и включает все действия — от оценки первоначальных потребностей до полномасштабного использования ТС ПО в различных подразделениях организации. Процесс внедрения ТС ПО состоит из следующих этапов.
1. Определение потребностей в ТС ПО, характеристики объекта внедрения и проектов создания ПО.
2. Определение требований, предъявляемых к ТС ПО (анализ характеристик объекта внедрения и проектов, обоснование требований к ТС ПО, определение приоритетов требований).
3. Оценка вариантов ТС ПО. Предварительная экспертная оценка заключается в анализе доступных ТС ПО на предмет соответствия требованиям, неудовлетворительные варианты (с точки зрения реализации наиболее приоритетных требований) отвергаются, формируется список претендентов. При детализированной оценке для каждой ТС ПО-претендента формируется ее детальное описание, основанное на общей модели (см. рис. 5.1). Источники информации для описания — техническая документация поставщика, доступные данные о реальных внедрениях, результаты выполнения пилотных проектов.
4. Выбор ТС ПО. Производится сравнительный анализ технологий и окончательный выбор ТС ПО с помощью экспертной оценки.
5. Адаптация ТС ПО к условиям применения. Производится формирование конкретной рабочей конфигурации ТС ПО, адаптированной к условиям объекта внедрения.
В процессе внедрения ТС ПО собирается статистика и оценивается эффективность ее внедрения с точки зрения ряда критериев (минимум трудоемкости сопровождения ПО, минимум затрат на сопровождение ПО и др.). При изменении условий объекта внедрения и по результатам анализа эффективности внедрения ТС ПО принимается решение: а) о внесении изменений в рабочую конфигурацию ТС ПО; б) о переходе на новую ТС ПО. В случае перехода повторяются пп. 3, 4, 5.
Процесс успешного внедрения ТС ПО не ограничивается только ее использованием. На самом деле он охватывает планирование и реализацию множества технических, организационных, структурных процессов, изменений в общей культуре организации и основан на четком понимании возможностей ТС ПО.
На способ внедрения ТС ПО может повлиять специфика конкретной ситуации. Например, если заказчик предпочитает конкретную технологию или она оговаривается требованиями контракта, этапы внедрения должны соответствовать такому предопределенному выбору. В иных ситуациях относительная простота или сложность ТС ПО, степень согласованности или конфликтности с существующими в организации процессами, требуемая степень интеграции с другими технологиями, опыт и квалификация пользователей могут привести к внесению соответствующих корректив в процесс внедрения.
Несмотря на все потенциальные возможности ТС ПО, существует множество примеров их неудачного внедрения. В связи с этим необходимо отметить следующее:
· ТС ПО не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время;
· реальные затраты на внедрение ТС ПО обычно намного превышают затраты на ее приобретение;
· технология обеспечивает возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса ее внедрения.
Ввиду разнообразной природы технологий было бы ошибочно делать безоговорочные утверждения относительно реального удовлетворения тех или иных ожиданий от их внедрения. Отметим факторы, усложняющие определение возможного эффекта от использования ТС ПО:
· широкое разнообразие качества и возможностей ТС ПО;
· относительно небольшое время использования ТС ПО в различных организациях и недостаток опыта их применения;
· разнообразие практики внедрения ТС ПО в различных организациях;
· отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов;
· широкий диапазон предметных областей проектов;
· различная степень интеграции ТС ПО в различных проектах.
Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограниченна и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей. Некоторые аналитики полагают, что реальная выгода от использования ТС ПО может быть получена только после одно- или двухлетнего опыта. Другие считают, что воздействие может реально проявиться в процессе эксплуатации системы, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат.
Чтобы принять взвешенное решение относительно инвестиций в ТС ПО, пользователи вынуждены производить оценку отдельных средств, опираясь на неполные и противоречивые данные. Эта проблема зачастую усугубляется недостаточным знанием всех возможных «подводных камней» использования ТС ПО. Среди наиболее важных проблем выделяются следующие:
· достоверная оценка отдачи от инвестиций в ТС ПО затруднительна ввиду отсутствия приемлемых метрик и данных по проектам и процессам разработки ПО;
· внедрение ТС ПО может представлять собой достаточно длительный процесс и может не принести немедленной отдачи. Возможно даже краткосрочное снижение продуктивности в результате усилий, затрачиваемых на внедрение. Вследствие этого руководство организации может утратить интерес к ТС ПО и прекратить поддержку ее внедрения;
· отсутствие полного соответствия между теми процессами и методами, которые поддерживаются ТС ПО, и теми, которые используются в данной организации, может привести к дополнительным трудностям;
· некоторые ТС ПО требуют слишком много усилий для того, чтобы оправдать их использование в небольшом проекте, при этом, тем не менее, можно извлечь выгоду из той дисциплины, к которой обязывает их применение;
· негативное отношение персонала к внедрению новой ТС ПО может быть главной причиной провала проекта.
Несмотря на все высказанные предостережения и некоторый пессимизм, грамотный и разумный подход к использованию ТС ПО позволяет преодолеть все перечисленные трудности. Успешное внедрение ТС ПО должно обеспечить:
· высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;
· положительное воздействие на производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;
· приемлемый уровень отдачи от инвестиций в ТС ПО.
5.3.2.