Общие требования, предъявляемые к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной, недобросовестная реклама не допускается. Так, к недобросовестной относится реклама, которая: содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

2. Реклама должна быть достоверной, недостоверная реклама запрещена. Недостоверной, в частности, является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; об ассортименте и о комплектации товаров, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара и т. п.

Согласно п. 29 постановления ВАС № 58 информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

3. Реклама должна быть этичной, не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Реклама не должна содержать информацию порнографического характера.

4. Реклама не должна быть:

а) скрытой, т. е. оказывающей не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами;

б) опасной, т. е. побуждающей к совершению противоправных действий; призывающей к насилию и жестокости; формирующей негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждающей таких лиц и т. п.

5. В рекламе не должна:

а) отсутствовать часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

б) содержаться информация, не соответствующая правилам использования, хранения, транспортировки или регламентам применения рекламируемых товаров.

6. Реклама не должна размещаться в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального основного, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

7. В рекламе не допускается:

а) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

б) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

в) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

г) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

д) указание на лечебные свойства, т. е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий и др.

8. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ. Так, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ»[730] предусмотрено обязательное использование в рекламе русского языка.

9. Не допускается реклама, злоупотребляющая доверием и недостатком опыта несовершеннолетних. В частности, в рекламе не допускаются дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром, показ несовершеннолетних в опасных ситуациях и др.

Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[731], без указания категории данной информационной продукции. Реклама, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с данным Законом, не должна распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.

10. Не допускается реклама ряда товаров: производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Наши рекомендации