Материально-техническое обеспечение дисциплины. Помещение для проведения лекционных занятий укомплектованное специализированной мебелью, техническими средствами для представления учебной информации
Помещение для проведения лекционных занятий укомплектованное специализированной мебелью, техническими средствами для представления учебной информации студентам. Программное обеспечение: справочно-правовая система «Консультант плюс», Интернет.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В рамках дисциплины предусмотрены: лекции, семинарские занятия, во время которых обсуждаются вопросы, проводятся контрольные и самостоятельные работы, делаются устные сообщения по теме занятий, проводятся деловые игры и т.д. Самостоятельная работа студентов включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работа с учебной и учебно-методической литературой, подготовка к текущему контролю успеваемости, к зачету и экзамену, тестирование по отдельным темам дисциплины, НИРС, консультирование студентов по вопросам учебного материала, написание тезисов, статей, докладов на конференцию.
На основе анализа индивидуальных результатов выполнения методик и прослушанного материала студенты должны письменно подготовить эссе на тему «Моя временная компетентность» или «Инвентаризация компонентов временной компетентности» по результатам которого выставляется зачет.
Структура эссе включает следующие разделы:
– субъективное восприятие времени (анализ индивидуальной временной перспективы и персональной концепции времени);
– тип личностной организации/практической регуляции времени (оценка t-шага);
– оценка индивидуальных временных затрат времени (анализ временных затрат);
– анализ персональной системы управления временем (временные потери или характерные поглотители времени, особенности стиля и ритмов работоспособности);
– качественная характеристика полученных результатов, анализ проблемных областей и индивидуальный план оптимизационных мероприятий.
Тесты
1. Составляя план на день, Вы обычно руководствуетесь следующим принципом:
a) прийти на работу минут за 15 до начала рабочего дня и при планировании закладывать 20% резерва времени на непредвиденные обстоятельства, руководствуясь правилом Парето;
b) заранее распланировать день поминутно, т.к. обычно точно известно, что предстоит сделать;
c) накануне вечером написать план дел на следующий день в порядке убывания их приоритетности, оставив в резерве 40% свободного времени;
d) написать желаемый список дел, которые необходимо сделать сегодня, не привязывая ко времени, т.к. следовать четкому плану все равно невозможно.
2. Хронометраж в работе используется для:
a) установления временных затрат на ту или иную операцию;
b) определения «поглотителей» времени;
c) личной мотивации на эффективное выполнение дел/задач;
d) предотвращения личной неорганизованности.
3. Личный настрой на работу – важный компонент эффективной работы. Как Вы поступите, чтобы восстановиться, если утром Вам испортили настроение (нахамил Клиент, повздорили с коллегой, вызвал «на ковер» начальник):
a) выделите себе 5-10 минут, выпьете кофе/чай;
b) найдете предлог, чтобы выйти на улицу и подышать, переключиться;
c) все важные дела перенесете на вторую половину дня, а сейчас будете выполнять рутинную, несрочную работу;
d) позвоните и расскажите тому, кто Вас поддержит и поможет настроиться на работу.
4. Если предстоит сложная работа, которая требует сосредоточенности, Вы:
a) все остальные дела передадите коллегам, чтобы на них не отвлекаться;
b) закроете на ПК все неиспользуемые окна и электронную почту;
c) ничего не измените, будете работать в прежних условиях;
d) уберете все отвлекающие предметы с рабочего стола.
5. Что Вы предпримите, если в течение рабочего дня ощущается нехватка времени, что проявляется в задержках после работы, работе в выходные, не выполнении дел к сроку:
a) проведете хронометраж дня, а лучше недели;
b) проанализируйте прошедший рабочий день и расставите приоритеты и на их основе напишите план на следующий день;
c) проведете хронометраж дня и сопоставите с хронометражем выполнения аналогичных дел коллегами;
d) проведете хронометраж дня, обнаружите поглотители времени и примените способы повышения эффективности.
6. Представьте себе, что Ваш рабочий стол располагается таким образом, что ни один сотрудник не может пройти мимо, не поболтав с Вами. Это Вас очень отвлекает. Что Вы предпримете, чтобы избежать отвлечений:
a) не будете поднимать голову, когда кто-то проходит мимо;
b) переставите стол в другое место;
c) подходящим сотрудникам будете отвечать односложно и не поддержите разговор;
d) притворитесь глухим и немым и не будете реагировать на коллег.
7. Если Вы выполняете важную работу, и Вас отвлекают постоянные телефонные звонки, то Вы:
a) выключите и рабочий и мобильный телефон, чтобы ничего не отвлекало от работы;
b) переведете все звонки на сотрудника-коллегу, который в курсе всех ваших дел;
c) переведете все звонки на секретаря, попросив, чтобы Вас соединяли только с конкретным перечнем людей;
d) будете отвечать сами на звонки, а потом переводить на тех коллег, которые могут решить конкретный запрос.
8. Представьте, что на планерке Вам выдали огромный список дел, которые необходимо выполнить. Вы не можете сориентироваться и решить, что делать в первую очередь, а что можно отложить. Что вы предпримите?:
a) почитаете специальную литературу по постановке приоритетов;
b) посоветуетесь с коллегой как поступить в такой ситуации;
c) спросите у руководителя, какие дела стоит выполнять в первую очередь;
d) выделите из списка наиболее важные и срочные и именно их начнете выполнять. А после их завершения по той же схеме будете разбираться с остальными.
9. Специфика Вашей работы предполагает частые разъезды по городу и ожидания (пробки на дорогах, ожидание в приемной). Чем Вы обычно занимаетесь в это время?
a) используете это время как возможность позвонить другим клиентам, проконтролировать поставки/отгрузки;
b) смотрите в окно автомобиля или изучаете информацию на стендах в приемной;
c) всегда найдется, о чем поговорить с попутчиками или с сотрудниками компании клиента;
d) используете возможность отдохнуть от напряженного ритма и переключиться.
10. К Вам как квалифицированному специалисту за помощью постоянно обращаются коллеги. Вам это, безусловно, приятно, однако подобные отвлечения отрывают у Вас много времени, и Вам для завершения своих дел приходится оставаться после работы или работать в авральном режиме. Как Вы поступите, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?:
a) перестанете помогать коллегам, объяснив, что не успеваете выполнять свою работу. Они Вас поймут;
b) будете помогать только тем, у кого действительно сложная ситуация;
c) будете в двух-трех словах/пунктах отвечать на их вопросы, а во время своего перерыва проконсультируете подробнее;
d) подумаете, как увеличить свою эффективность, чтобы подобные обращения не мешали Вашей работе.
11. К жесткому планированию относится:
a) расписание рабочего дня;
b) выделение приоритетов методом "окно" Эйзенхауэра;
c) задачи, которые имеют дату начала и дату конца;
d) ответ 1 и 2.
12. "Слоновьи задачи" решаются при помощи метода:
a) равномерного распределения времени на задачу;
b) декомпозиции целей с назначением сроков;
c) «приготовления бифштексов»;
d) все перечисленное верно.
13. Задачи "лягушки" это:
a) неприятные и короткие во времени задачи;
b) задачи, которые не относятся к Вашим ключевым областям деятельности;
c) важные и неприятные задачи;
d) верны ответы 1 и 3.
14. Кайрос это:
a) люди и места;
b) удобный момент;
c) люди, места, обстоятельства;
d) категории в MS Outlook.
15. Ключевых областей рабочей деятельности должно быть:
a) одна;
b) две;
c) от 5 до 7;
d) до 10.
Глоссарий
Альтернативная стоимость времени (по аналогии с альтернативной стоимостью денег в экономике) – это стоимость тех благ, которые вы могли получить в единицу времени, но от которых вы отказались, приобретя на эту единицу времени что-то еще.
Органайзер – средство фиксации и структурирования целей и задач, привязки их к времени выполнения. Кроме классических бумажных и электронных органайзеров, возможны нетривиальные варианты, напр. разграфленный каким-либо содержательным образом лист ватмана на стене, на который прикрепляются стикеры с задачами.
Планирование / Привязка задач ко времени. Планирование предполагает создание модели будущих действий (как правило в форме их последовательности с привязкой к более или менее точному времени исполнения) и максимальное следование этой модели. Привязка задач ко времени – более широкое понятие, включающее в себя способы реагирования на неожиданно возникающие обстоятельства, в частности – технологии выбора в ходе деятельности оптимального времени выполнения для задач, по своей специфике ни к какому точному времени (заранее) не привязанных.
Поглотители времени – обстоятельства (люди, задачи, особенности внешней среды, и т.п.), приводящие к неэффективной трате времени. Важно понимать, что как определение эффективности использования времени, так и отнесение каких-либо обстоятельств к поглотителям, является субъективным и зависящим от системы ценностей конкретного лица, анализирующего свою деятельность.
Ежедневник – органайзер, основным элементом которого является система бланков планирования на календарный год (как правило, одна страница на день либо один разворот на неделю). Обычно не содержит механизмов работы с целями и по этой причине удобен только для оперативного и тактического планирования, при наличии большого количества задач, привязанных к точному времени исполнения (напр. встреч).
Задача / проблема. Различные формы описания исходной ситуации, задающего направление движения. Различаются уровнем конкретности и точности; задача эквивалентна SMART-цели, проблема – надцели.
Задачная / проблемная ситуации. Отличаются степенью понимания субъектом желаемого результата. Задачная ситуация – четко понятно, чего необходимо достигнуть и как это сделать; проблемная ситуация – нет четкого понимания ни того, ни другого.
Командный тайм-менеджмент. Дисциплина на пересечении личного тайм-менеджмента и общего менеджмента, рассматривающая вопросы взаимосвязи систем личного тайм-менеджмента работников, не находящихся в отношении подчиненности, т.е. командный тайм-менеджмент отличается от корпоративного меньшей возможностью применения инструментов принуждения и большей необходимостью применения инструментов согласования планов.
Контекстное планирование – структурирование списка дел в соответствии с оптимальными для их выполнения контекстами; отслеживание в ходе деятельности «появления» или «приближения» различных контекстов и выполнение в эти моменты соответствующих дел.
Концентрация внимания. На оперативном уровне – сосредоточение психологического внимания на какой-либо задаче; на стратегическом уровне – уделение задаче или проекту значительной доли ресурсов времени.
Концентрируемость задачи во времени – отношение необходимых на выполнение задачи затрат времени к календарной длительности ее выполнения (количеству дней от начала до завершения). Как правило чем выше «проблемность», интеллектоемкость задачи, тем ниже ее «концентрируемость», т.к. любым сильным мыслям и нетривиальным решениям требуется некоторое время на «вызревание». Учет концентрируемости задач во времени – один из возможных шагов от механистического планирования к органическому.
Корпоративный тайм-менеджмент. В широком смысле слова – любые комплексные технологии организации деятельности фирмы, тесно связанные с оптимизацией временных ресурсов. Например, управление проектами, тотальное управление качеством. В узком смысле слова – дисциплина на пересечении личного тайм-менеджмента и общего менеджмента, рассматривающая связь личного тайм-менеджмента работников с системой управления фирмой.
Ресурсно-календарное планирование – технология планирования и бюджетирования расходов времени, заключающаяся в «раскройке» бюджета времени, представленного в виде поля (дни по горизонтали, часы по вертикали), с учетом календарных привязок (deadlines) и приоритетности задач (на более приоритетные ресурс времени «выкраивается» в первую очередь). При этом ресурсно-календарный график задает не время выполнения задач в течение дня, но количество времени, которое необходимо на них выделить, являясь таким образом скорее инструментом бюджетирования времени, чем планирования. График является примером перенесения в личную работу инструментов управления проектами (календарного и ресурсного графиков, объединенных в один график), упрощенных с учетом отличий организации личной работы от корпоративной деятельности.
Учебный органайзер – инструмент обучения тайм-менеджменту, состоящий из органайзера (набора готовых ТМ-бланков и пустографок) с распределенными в нем теоретическими блоками и практическими заданиями на несколько недель самостоятельного обучения тайм-менеджменту. Позволяет достигнуть более высокой «внедряемости» ТМ-методов, за счет распределения практических упражнений по времени, их основанности на реальном, а не учебном материале, а также за счет наличия готового прототипа системы личной работы в виде органайзера.
Фокус внимания – область органайзера или любой его части (при этом в качестве «органайзера» может выступать рабочее пространство), в которой сосредоточены указатели на задачи, на которых необходимо концентрировать внимание в данный момент времени.
Функционирование / развитие – два основных режима осуществления деятельности, соответственно стабильного, предсказуемого получения известных результатов, и нестабильного, трудно предсказуемого, скачкообразного выхода деятельности на новый качественный уровень.
Содержание
Общие сведения о курсе ………………………………………………………......... | |
Программа курса……………………………………..…………….…….…………. | |
Планы семинарских занятий…………………………...….………………………. | |
Вопросы для подготовки к зачету…...……….......................................................... | |
Рекомендуемая литература…………………….………..…………………………. | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………. | |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………….. | |
Тесты…………………………………………………………………………………. | |
Глоссарий…………………………………………………………………………….. |
Учебное издание